Вас здесь не стояло!

Почему городские власти борются с передвижными торговыми точками, которые стремительно исчезают с петербургских улиц

Почему городские власти борются с передвижными торговыми точками, которые стремительно исчезают с петербургских улиц

Автолавка со свежей выпечкой у метро «Чёрная речка» пока стоит, и её продукция пользуется неизменным спросом

 

Территории у станций метро начали освобождать от автолавок. Первыми удар приняли Калининский, Невский и Кировский районы, жители которых с удивлением констатировали исчезновение мобильных торговых точек с привычных мест. Так городские власти начали претворять в жизнь законодательные поправки, принятые ещё в мае. В качестве альтернативы чиновники предлагают проводить ежедневные ярмарки с участием автолавок. Корреспондент «НВ» разбиралась, чем и кому помешала торговля с колёс.

– Каждый день стоим, как последний, – сокрушается продавщица автолавки «Буше», протягивая покупательнице пакет. – Непонятно, кому мы помешали? Наши машины оборудованы по высшему разряду, с точки зрения санитарных требований тоже всё в порядке.

– А что, вас притесняют? – осторожно интересуюсь я.

– Притесняют, только в чём дело, мы толком не знаем, – отмахивается продавщица. – Где-то уже убрали наши ларьки, мы вот пока стоим…

Наш диалог происходит у станции метро «Петроградская». А вот возле «Академической» из четырёх автолавок уже не осталось ни одной. Та же история на пересечении Гражданского проспекта и проспекта Просвещения, где до недавнего времени стояло три автолавки с мясом, рыбой и овощами. Теперь их и след простыл. Как сообщили в администрации Калининского района, сотрудники отдела потребительского рынка ежедневно выходят в рейды вместе с полицейскими в поисках несанкционированных торговых точек. Делается это по распоряжению комитета по развитию предпринимательства.

А дело всё в том, что по новым правилам автолавки не могут располагаться где бог на душу положит. Их местоположение отныне регулируется законодательно – постановлением № 1045 о размещении нестационарных торговых объектов. При этом поправки, сделавшие работу мобильных торговых точек незаконной, вступили в силу ещё весной. Тогда автолавки фактически приравняли к ларькам, заставив их владельцев считаться со схемой, которая регламентирует расположение передвижных магазинов в строго отведённых местах. Каждому выделенному под торговую точку земельному участку должен быть присвоен кадастровый номер – по отношению к автолавкам такое правило ранее не применялось. А поскольку перед присвоением предпринимателям дали время до 1 сентября – до этого срока они должны были подать в комитет заявки на размещение. Очевидно, те, кто не успел, лишились насиженного места.

Сами предприниматели комментировать ситуацию отказываются. В компании «Буше», которая, согласно данным с официального сайта, владеет 14 автолавками во всех районах города, лаконично ответили: мол, да, знаем, но пока ничего сказать не можем. А представительница колбасной автолавки «Петербурженки» сначала согласилась пообщаться, а потом резко передумала.

– Мы пока сами не понимаем, чего от нас хотят, – объяснила собеседница.

Обратились мы и к петербургскому бизнес-омбудсмену Александру Абросимову. В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей пояснили, что обращений от обиженных и ущемлённых владельцев автолавок у них не было, сказать по этому поводу ничего не могут.

Хотя некоторые эксперты посчитали, что происходящее – скорее благо, чем наоборот.

– Автолавки возникли как альтернатива мелкой рознице, – рассказывает Алексей Третьяков, председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. – Подразумевалось, что будет как на Западе: фермер собрал утром урожай, приехал, за полчаса всё распродал и уехал. Но в наших условиях это, конечно, невозможно. Поэтому многие автолавки превратились в псевдоларьки. Некоторые даже стояли со снятыми колёсами – видел такой своими глазами на Гражданке. Другие – месяцами не двигались. И в результате там, где стояли цивилизованные торговые зоны, мы получили этот автолавочный шанхай. Видимо, настало время наводить порядок.

Стремление навести порядок в расположении мобильных торговых точек похвально, но вот только страдают опять жители, привыкшие к тому, что на выходе из метро всегда можно купить свежий хлеб, овощи, горячий пирожок… И не только потому, что это удобно: сегодня торговый фургон стал заменой мелкорозничным торговым зонам, которые практически исчезли. А иные местные производители работать с сетями не хотят или попросту не могут из-за маленьких объёмов товара.

Впрочем, чиновники придумали выход из положения – на недавнем заседании комитета по развитию предпринимательства бизнесменам, торгующим с колёс, предложили участвовать в ярмарках, которые комитет вправе проводить хоть каждый день. Для этого предпринимателям нужно подать заявку, а вдобавок – иметь на руках сертификат «Петербургская марка качества». Представители ведомства заверили, что процедура сертификации не займёт много времени и не будет стоить очень дорого. Заявки обещали обработать в течение недели. Однако в реальности уладить все формальности за этот срок, конечно, не выйдет. Да и сама идея с ярмарками сомнительна.

– Всё зависит от того, кому поручат отвечать за эти ярмарки, – говорит Алексей Третьяков. – Если сам комитет, то это один разговор. А если всё предоставят на откуп районным администрациям, то они, скорее всего, не захотят этим заниматься. Пример ярмарок белорусских товаров это наглядно продемонстрировал.

Анастасия Ложко

 

есть мнение

«Остаётся сдаться на милость сетевикам»

Игорь Осочников, редактор отдела журналистских расследований:

– Я живу на юго-западе Петербурга, в районе железнодорожной станции Ульянка. Наверно, лет 10–12 тому назад (точнее уже не припомню) на одной из небольших улочек недалеко от нашего дома каждое утро стал парковаться ларёк на колёсах – разъездная лавка Ломоносовской птицефабрики. Надо сказать, что товар там был «креативный». Не сочтите за рекламу, но подобных полуфабрикатов ни в одном питерском магазине я больше не встречал: рулеты, огромного размера котлеты по-киевски, которые сделали бы честь любому ресторану, окорока в специях, фарш и, наконец, просто свежайшее куриное мясо. По очень даже гуманным ценам. Народ на месте постоянной остановки старенького «мерседеса» начинал собираться за час до его планируемого прибытия. Самое вкусное разметалось в первые 30 минут, а уже через полтора-два часа после начала торговли прилавки пустели. Особенно летом в пятницу. Собираясь на дачу, люди скупали полуфабрикаты чуть ли не мешками.

Но в какой-то момент ларёк пропал. Поговаривали, что руководители птицефабрики не сошлись по вопросам аренды территории под стоянку с районной администрацией. Правда, через некоторое время автолавка вновь возникла из небытия, в паре кварталов от прежнего места дислокации. Но, продержавшись там от силы год, вновь канула в Лету. Правда, лично я к тому времени уже проблему решил. Выяснилось, что у птицефабрики есть фирменный магазин в одном из пригородных посёлков в пятнадцати минутах езды от моего дома. Именно там продавцы поведали мне печальную историю о том, что за подключение к электроэнергии им выставили неподъёмную цену. Так оно или нет, неведомо. Но по сей день лавка каждое утро отправляется на рынок в Петергоф.

Лично для меня это не проблема. Получасовая поездка за курятиной утром в субботу не такая уж большая нагрузка. Но как быть бабушкам и дедушкам, которые составляли большинство ежедневной очереди? Им остаётся только одно – сдаться на милость расплодившимся в округе сетевикам с их не самым дешёвым заморским товаром. Не удивлюсь, если это они приложили руку к изгнанию мелкого, но опасного конкурента…

«Петербуржцы оказались лишены выбора»

Никита Рубцов, ведущий корреспондент:

– Для жителей Весёлого посёлка автолавки в последние годы стали явлением привычным. У станции метро «Проспект Большевиков» регулярно по утрам открывались сразу же несколько фургонов, с которых предлагали купить различный товар.

Наибольшей популярностью пользовалась автолавка сети «Буше», торговавшая выпечкой, пирожными и – самое главное – свежим хлебом. Не тот эрзац, напоминающий по вкусу старый кирзовый сапог, который у нас выдают за хлеб крупные заводы, а настоящий, вкусный. Который можно есть просто так и наслаждаться.

С удовольствием покупал в этой автолавке хлеб и батоны. Если, конечно, успевал – хлебобулочные изделия покупатели сметали с небольших полок в первую очередь, и, если возвращаться с работы поздно вечером, максимум, на что можно было рассчитывать, это пара-тройка слоёных булочек, оставшихся на прилавке. Не это ли самое главное доказательство популярности и интереса у покупателей?

Вот уже неделя как на привычном месте царит тишина и спокойствие – автолавки больше не приезжают. Наверное, своим решением чиновники преследовали благородные цели. Но получилось так, что сотни тысяч петербуржцев оказались лишены выбора. Теперь, для того чтобы купить хлеб, нужно идти в сетевой магазин, где вряд ли получится найти не только вкусный, но и свежий.

«Меня хотят лишить маленькой радости»

Кира Донская, обозреватель «НВ»

– Как ни стыдно в этом признаваться, но я давний и страстный поклонник фастфуда. Правда, когда в мою жизнь вошли обжигающие губы жаренные в масле пирожки с повидлом, горячие беляши и сахарная вата на палочке, которую продавец создавал, как фокусник, из ничего на глазах у прохожих, всё это фастфудом не называлось. А как называлось, я даже не помню. Мама моя, медицинский работник, называла это «хватать на лету» и страшно не одобряла.

«Хватать на лету», утоляя голод на бегу, мне приходится и сегодня. Вот только ассортимент «вкусняшек», которые ешь с удовольствием и какой-то детской радостью, сильно поскуднел. Но вот пару лет назад на «Пионерской» обнаружила автолавку, где жарили и тут же продавали пышки, чебуреки, пирожки с разнообразными начинками. С тех пор, оказываясь по делам на «Пионерской», непременно покупала себе что-нибудь, иногда с намерением привезти домой и спокойно-чинно отведать выпечку, но не выдерживала – и пару пирожков съедала на ходу.

Да, я знаю тех, кто с брезгливостью относится к подобным точкам питания, считает, что всё готовится в антисанитарных условиях и грязными руками, но я к этому отношусь философски – можно ведь и в дорогом ресторане таракана в супе найти. К тому же похожие передвижные торговые точки я видела и в Англии, и в Италии, и в Швеции. И никто их не прогоняет, хотя работают они вовсе не в стерильных условиях. А уж вкуснее хот-дога, купленного на улице Стокгольма, разве что чебурек, испечённый в автолавке на «Пионерской»!

И вот меня хотят лишить этой маленькой радости. Под предлогом заботы о моём же благе. Я, кстати, под игом этой заботы уже от многого отказалась – меньше ем картошку, ибо импортную не люблю, а нашу у сетевиков практически не купить, от клубники – под видом краснодарской даже уличные торговцы предлагают турецкую или испанскую, от молока, которое не скисает, а просто начинает горчить… Да мало ли что приходится исключать из своего рациона просто потому, что чиновник решает, что и где мне покупать.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.