Третьей будешь?
Сегодня – Курбан-байрам, и сотни тысяч мусульман Петербурга соберутся вокруг двух городских мечетей. Ещё одна, возможно, вскоре появится в Невском районе
Сегодня – Курбан-байрам, и сотни тысяч мусульман Петербурга соберутся вокруг двух городских мечетей. Ещё одна, возможно, вскоре появится в Невском районе
Петербуржцы уже привыкли к регулярному скоплению людей перед главной мечетью города у станции метро «Горьковская». Да что там к скоплению – к толпам мусульман, которым в дни исламских праздников не хватает места не то что в храмах, но и вокруг них. И даже открытие второй мечети – в Приморском районе в 2009 году – особой роли не сыграло: новая мечеть не отличается большими размерами. Несколько молитвенных домов тоже погоды не делают.
Между тем число мусульман в северной столице велико. Хотя точное число неизвестно. Разные оценки выдают даже мусульманские лидеры Петербурга. Так, по мнению муфтия Петербурга Равиля-Хазрата Панчеева, в городе постоянно проживают около 500 тысяч мусульман и ещё порядка 800 тысяч приезжают на заработки. А в Исламском культурном центре считают, что приверженцев ислама в городе 300–500 тысяч, включая приезжих. Но как бы то ни было, цифры впечатляют.
И вот муфтий Равиль Панчеев сообщил о строительстве третьей мечети, которую планируется возвести на Товарищеском проспекте в Невском районе.
Впрочем, информация о грядущем появлении третьей городской мечети появлялась и ранее. И каждый раз оказывалась недостоверной.
– К сожалению, мы часто сталкиваемся с провокациями, – рассказала специалист по связям с общественностью Исламского культурного центра Зейнаб Нестерова. – Например, несколько лет назад прошёл слух, что в городе будет построена мечеть с минаретом высотой 200 метров, выше Останкинской телебашни. Что, естественно, вызвало много шума, протестов. А потом оказалось, что всё это чья-то выдумка.
Но Курбан-байрам отмечается, конечно, не только в мечетях. Это семейный праздник. Большинство мусульман проводят этот день дома, с родными. Хотя есть и те, кто любит собираться большими компаниями. Обычно это одинокие люди или приезжие рабочие, члены семей которых живут в их родных городах. Как правило, такие компании идут в рестораны с восточной кухней.
К слову, что касается трапез и прочих традиций, то много вопросов у горожан вызывает традиция жертвоприношения.
– Резать животных в городе, среди людей, это варварство! – убеждена Зейнаб Нестерова. – Да, изначально на Курбан-байрам нужно было приносить в жертву барашков из собственного стада, что до сих пор и делается в странах Азии в сельской местности. Но в городах ничего подобного быть не должно. Там, где пасти стада негде, барашка нужно просто купить. И это тоже будет жертвой: ведь заплаченные за мясо деньги человек мог бы потратить, например, на новый дорогой телефон. Кстати, жертвой не обязательно должен быть баран – можно объединиться и купить мясо коровы. Петербургские мусульмане часто выбирают этот вариант, я сама обычно «участвую в корове».
Зейнаб подчёркивает, что Курбан-байрам можно назвать праздником, связывающим все авраамические религии:
– Ведь он посвящён пророку Ибрагиму, которого почитают также и христиане, и иудеи.
справка «нв»
Курбан-байрам символизирует историю, описанную и в Коране, и в Библии, – не состоявшееся жертвоприношение сына пророка Ибрагима (Авраама). Начинается праздник с утренней молитвы в мечети и короткой проповеди, после которых мужчины едут за город, чтобы принести там в жертву барашков, мясом которых они потом угощают друзей, знакомых и просто малообеспеченных единоверцев. Женщины же в это время готовят к их приезду другие праздничные блюда.
Вообще, отношение к праздникам в исламе особое. Строго говоря, их всего два – Курбан-байрам и Ураза-байрам. Других религиозных праздников у мусульман нет, а светские торжества, такие как день рождения или годовщина свадьбы, считаются у них просто знаменательными событиями, отмечать которые желательно, но не обязательно. Дни рождения вообще празднуют только детские, обычно до трёх-пяти лет ребёнка или в некоторых странах – немного дольше, до десяти. И даже религиозные торжества в исламе не должны быть просто бездумным весельем, так как Коран запрещает своим последователям радоваться понапрасну – они всегда должны помнить о духовном смысле этих праздников.