Лучше меньше, но больше?
В Поморье одобрена реформа местного самоуправления: муниципалитеты станут крупнее. И эффективнее
В Поморье одобрена реформа местного самоуправления: муниципалитеты станут крупнее. И эффективнее
В Архангельской области началась муниципальная реформа. Предложенные региональным правительством нововведения уже одобрены в первом чтении депутатами областного собрания Поморья на первой осенней сессии. И хотя законодатели продолжают работу над отдельными штрихами «нового земства», а некоторые наблюдатели предсказывают нехватку управленческих кадров для реализации задуманного, сами изменения уже воспринимаются в районах как данность. Потребность в этих изменениях давно назрела. Дело в том, что по нынешней модели множество полномочий спущено на низовой уровень – но у маленьких поселений нет ни финансовых, ни кадровых возможностей их исполнять. Причём зачастую собранные ими скудные средства тратятся неэффективно – опять же в силу отсутствия профессионалов. Сейчас, в частности, за счёт укрупнения муниципалитетов в Поморье пытаются решить все эти проблемы.
До недавнего времени Архангельскую область составляли 229 муниципальных образований. Это 7 городских округов, 19 районов, 24 городских и 179 сельских поселений. Принятие закона, уже ставшее, по сути, стартом реформы, повлекло за собой и кампанию по сокращению их числа.
Первым стало поистине знаковое присоединение муниципального образования «Ломоносовское» (это, собственно, и есть малая родина великого учёного-помора, бывшее село Денисовка) к соседним Холмогорам, райцентру одноимённого района. Таким образом, теперь Михайло Васильевича вполне справедливо называть уроженцем села Холмогоры, как это часто ошибочно делалось ранее.
Однако реформу, конечно, проводили отнюдь не за этим. По словам директора правового департамента администрации губернатора и правительства Архангельской области Игоря Андреечева, существовавшая до последнего времени форма организации местного само-управления во многих вопросах показала свою неэффективность.
– Муниципалитеты при исполнении закреплённых полномочий сталкиваются с серьёзными трудностями, связанными с отсутствием кадров, дефицитом бюджета, отсутствием на территории крупных производств, оттоком населения и так далее, – обосновывает чиновник необходимость преобразований.
И укрупнение муниципалитетов для Поморья – отнюдь не что-то доселе неведомое. Ещё 2012 году в Шенкурском районе из шести поселений сделали три, ещё два муниципалитета объединились уже в нынешнем году в Верхнетоемском районе. Применительно же к расположенному на острове посредине Северной Двины ломоносовскому муниципалитету решение было принято, исходя из острой нехватки профессиональных управленческих кадров, которое тем более очевидно при географической оторванности от Большой земли, проблемах с завозом, переправами и другими вечными бедами северной глубинки. Решение об объединении было одобрено депутатами обоих сельских поселений. Число жителей Холмогор официально составит теперь 5087 человек.
Итак, сельские поселения после вступления в силу нового закона щедро поделятся имеющимися у них полномочиями по местному самоуправлению с райцентрами. Из 39 таких полномочий (на которые у них, правда, при этом почти никогда не хватало средств) после наступления Нового года у поселений останется лишь 13. Районам отойдут, скажем, оказание услуг ЖКХ и многочисленные долги этой сферы, а также управление муниципальными дорогами. По мнению директора областного дорожного агентства «Архангельскавтодор» Михаила Яковлева, это шаг к организации более эффективной дорожной деятельности в Поморье.
Напомним, сейчас 10 процентов собираемых в регионе транспортных акцизов направляется поселениям. Средства для них, включая областные субсидии, выделяются в зависимости от протяжённости автомобильных дорог местного значения в каждом из них. Из этих средств и формируется муниципальный дорожный фонд. Однако кадровый голод в сельских администрациях – реально в их штатах просто нет специалистов-дорожников – не даёт возможности эффективно организовывать дорожную деятельность.
– До сих пор в каждом поселении формировался собственный муниципальный дорожный фонд. И зачастую им распоряжались не совсем компетентно. Поэтому сконцентрировать единый дорожный фонд на уровне района, включая все входящие в него поселения, – это, конечно, разумно, – рассказал корреспонденту «НВ» Михаил Яковлев. – К сожалению, дорожная отрасль в Архангельской области до сих пор финансируется недостаточно. И в этих условиях представляется более эффективным системно работать на уровне района, исходя из имеющихся у него финансовых ресурсов. При таком подходе в районы могут быть привлечены профессионалы дорожной отрасли, которые смогут проецировать накопленный на федеральном и региональном уровне опыт работы на уровень конкретного района. Это прежде всего касается определения приоритетных направлений работы и разработки программ развития дорожной инфраструктуры муниципальных образований на несколько лет вперёд.
Но вернёмся на родину первого русского академика, который плюс ко всему был и выдающимся математиком. Одной из официальных причин слияния Ломоносовского и Холмогорского муниципалитетов в правительстве Архангельской области называют возможность таким образом сократить административный аппарат в селе Ломоносово. Это позволит сэкономить деньги и направить их на решение проблем территории. Возросший после слияния общий бюджет поселения, а также возросшее число его жителей даст возможность Холмогорам участвовать в различных областных госпрограммах.
Остаётся только надеяться, что, лишившись местного чиновничьего аппарата, старинное село, расположенное на знаменитом Курострове и отдалённое от находящихся ныне в Холмогорах властей протокой Северной Двины, сэкономив на управленцах, не потеряет свою управляемость.
прямая речь
Андрей Егоров, глава Каргопольского муниципального района Архангельской области:
– Говорить о том, готов или нет тот или иной район получить новые, переданные ему с поселенческого уровня полномочия, наверное, неправильно. Ведь есть федеральный закон, который говорит о том, что эти полномочия надо исполнять! А вот идею о том, что переходный период нужно продлить, считаю верной: за полгода к таким изменениям подготовиться очень сложно. Тем более что в условиях, когда не приняты изменения в Бюджетный кодекс, мы оказываемся в ситуации спортсменов, которые вышли на поле играть, видят мячик и ворота – а правил никто не знает! Сами же новые полномочия я не рассматриваю как дополнительную нагрузку. В ряде случаев районы просто станут напрямую работать с поселениями, а плечо принятия решений станет короче.