Главное участие?
Корреспондент «НВ» попробовала пройти диспансеризацию и выяснила, что в гонке за показателями она часто превращается в формальность
Корреспондент «НВ» попробовала пройти диспансеризацию и выяснила что в гонке за показателями она часто превращается в формальность
Для того чтобы принять участие в первом этапе обследования, корреспонденту «НВ» пришлось просидеть в очереди полтора часа
Вот уже второй год петербургские поликлиники приглашают петербуржцев на бесплатное обследование и консультацию врача. Сделать это в 2014 году могут горожане 21, 24, 27 лет и старше в своих поликлиниках. В рамках госпрограммы диспансеризация для каждого россиянина проводится один раз в три года. Чтобы узнать, как на самом деле выполняется эта программа, корреспондент «НВ» отправилась в одну из поликлиник Приморского района, чтобы пройти полагающуюся ей по возрасту диспансеризацию.
К тому же выяснилось, что все врачи, задействованные в процедуре, принимают в одном кабинете
Первым делом выяснилось, что все врачи, задействованные в новомодной процедуре, принимают в одном кабинете. Тут же проводятся консультации и забор крови на анализ.
– Задумайтесь, стоит ли туда идти? – не без ехидства спросила меня дама из очереди, в которой уже томились десять человек, хотя дело было в разгар рабочего дня.
В очереди одни женщины: восемь – предпенсионного возраста, двум не так давно исполнилось двадцать. Одна из моих новых знакомых рассказала, что ей сюда настоятельно рекомендовала прийти участковый врач. Оказывается, каждый петербургский участковый врач ежегодно должен направить на диспансеризацию 450–500 человек – норма такая. Я же, признаюсь, пришла из-за профессионального любопытства, но всё равно, пока сидела в очереди, постоянно боролась с желанием плюнуть, встать и уйти.
– Следующий, – прозвучала долгожданная фраза-сигнал после полутора часов ожидания.
Непривычно вежливая врач рассказала, что диспансеризация состоит из двух этапов. Первый – скрининг. На нём я, собственно говоря, и присутствовала. Он включает аж 20 обследований – от банального измерения артериального давления до флюорографии и измерения внутриглазного давления. Второй этап нужен тем, у кого заподозрили какое-то заболевание, – им потребуется дополнительное обследование для уточнения диагноза.
Далее врач распечатала мне целую пачку направлений на обследования, а заодно дала заполнить анкету, в которой каждый второй вопрос был весьма щекотливый: «Опохмеляетесь ли вы по утрам? Испытываете ли чувство вины, когда употребляете алкоголь? Принимали ли когда-нибудь наркотики?»
– Интересные вопросы, правда? – многозначительно улыбалась доктор.
Выйдя из кабинета, я принялась изучать расписание работы поликлиники. Картина получалась безрадостной: флюорографию можно сделать сейчас, кровь придётся сдавать завтра утром, а с кардиограммой проблема – кабинет работает только по будним дням с 15 до 18 часов. Значит, придётся отпрашиваться с работы.
Часть обследований я всё же прошла, другую отложила в долгий ящик. Участковая медсестра даже несколько раз звонила мне домой в несусветную рань и предлагала прийти в любое удобное время. Но я не пришла. Пускай кто-то посчитает меня невнимательной к своему здоровью, но я не вижу пользы в многократных походах в поликлинику, где нужно отсидеть пару часов в очереди.
А всё дело в том, что норма диспансеризации по Петербургу – 800 тысяч человек. И если в прошлом году город её почти выполнил – диспансеризацию прошли около 700 тысяч, – то в этом главврачи хором говорят, что не справляются с наплывом пациентов. То, что норма явно завышена и ведёт к формальному проведению обследования, признала и глава комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания Людмила Косткина, ныне член Совета Федерации. Да и представители комитета по здравоохранению соглашаются: врачей-специалистов для проведения диспансеризации не хватает. Как, впрочем, и кабинетов профилактики (где проводится именно диспансеризация, а не плановый приём).
Так нужно ли городу тратить внушительную сумму – 1 миллиард рублей в год – на диспансеризацию, которая проводится врачами из последних сил, и то «для галочки»? Задумались об этом и в Законодательном собрании: там готовят предложения по снижению нормы охвата диспансеризацией и изменению тарифов в Минздрав и вице-премьеру Ольге Голодец.