Город должен генерировать рост экономики

«НВ» продолжает обсуждение проекта бюджета Петербурга на 2015 год с привлечением депутатов, чиновников и общественных деятелей северной столицы

«НВ» продолжает обсуждение проекта бюджета Петербурга на 2015 год с привлечением депутатов, чиновников и общественных деятелей северной столицы

Константин Сухенко, председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Какое у меня основное впечатление от бюджета Петербурга на следующий год? Я вижу, что он не растёт теми темпами, которые мы вправе ожидать и которые обеспечивали бы сбалансированное развитие города. Очевидно, что мы вынуждены экономить, в том числе на жизненно важных для города расходах, и ожидать, что в ближайшее время ситуация радикально изменится к лучшему, увы, не приходится. Это стимулирует нас ещё больше заботиться об эффективности расходов, выполнении существующих расходных обязательств и быть предельно аккуратными в вопросах заимствований.

На замедлении роста доходов городского бюджета, во-первых, сказались акцизы на алкоголь. Они повысились, и, как следствие алкоголь стали меньше производить. У меня нет уверенности, что произошло реальное сокращение производства – возможно, на рынке стало больше нелегально произведённой продукции. Как бы то ни было, именно вследствие сокращения объёмов производства алкогольной продукции и снижения той доли акцизов, которая идёт в городской бюджет, планируется сокращение доходов почти на 7 миллиардов рублей по сравнению с нынешним годом.

Во-вторых, снизились поступления от акцизов на бензин. В городе всё больше производится и используется топлива высоких стандартов, в частности Евро-5. В целях стимулирования применения этого топлива акцизы на него ниже, чем на менее качественный бензин. Но как оборотная сторона этой медали происходит сокращение доходов бюджета на несколько миллиардов рублей в годовом исчислении. Целый ряд различных налоговых льгот, призванных стимулировать деловую активность, фактически приводит к выпадающим доходам бюджета на сотни миллионов рублей. На фоне динамично развивающейся экономики эти факторы переживались бы легче, но пока приходится констатировать, что у нас низкие темпы развития промышленности (объёмы промышленного производства в этом году снизились на 8 процентов), недостаточные темпы роста энергоэффективности городской экономики и производительности труда.

На мой взгляд, прослеживаются признаки стагнации в экономике. У нас достаточно стабильно загружено судостроение, оборонные предприятия вследствие роста объёмов гособоронзаказа. В этом смысле диверсифицированная городская экономика является определённым конкурентным преимуществом. И всё давление мы сейчас испытываем не от санкций, а от того, что в городе не развиваются должными темпами передовые отрасли экономики.

Многие специалисты не беспочвенно полагают, что Петербург должен генерировать годовые объёмы прироста производства на уровне 15–20 процентов и что у города для этого есть всё необходимое. В этом я с ними солидарен: Петербург должен быть локомотивом развития передовых отраслей в стране, экономического роста. Пока же мы явно недорабатываем. Город должен генерировать серьёзный рост экономики, чтобы отвечать своему историческому предназначению. Иначе мы будем ощущать нарастание провинциализма, которое, на мой взгляд, сейчас отчасти и происходит.

Мы недостаточно много делаем для привлечения инвесторов, для создания в городе такой среды, которая сама по себе была бы фактором их привлечения сюда, для повышения конкурентоспособности города. Городская власть должна заботиться не о том, чтобы здесь, условно говоря, развивалась микроэлектроника, а о глобальной конкурентоспособности города в целом. Если мы ставим перед собой такую цель, тогда в большей степени, чем это отражено в проекте бюджета, должны финансироваться реставрация и реконструкция исторического центра, культура, озеленение, благоустройство, очистка внутренних водоёмов, строительство дорог и мостов, которые позволят избавить город от пробок. В привлекательном для проживания и ведения бизнеса городе не должно быть проблем с устройством детей в детские сады и школы, с получением медицинской помощи и так далее. Вот эти направления должны стать приоритетными для Петербурга.

А пока я вижу, что расходы на культуру, на приведение в порядок исторического центра занижены в несколько раз от необходимого объёма. Так, в расходах комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), который является главным распорядителем финансирования реставрационных работ, на эти цели на протяжении последних лет закладывается около двух миллиардов рублей в год при необходимом объёме в 40 миллиардов, который определили специалисты. Это означает, что наш город быстрее стареет, чем реставрируется. В бюджете на 2015 год для КГИОП заложены те же два миллиарда рублей. При этом комитету по культуре, который является вторым распорядителем средств на реставрацию, финансирование данных работ уменьшено с нынешнего миллиарда до 600 миллионов рублей.

Если говорить о культуре, то, на мой взгляд, мы недофинансируем событийную сторону культурной жизни Петербурга. У нас мало премьер, больших, привлекательных для туристов и мировых телезрителей событий, праздников и фестивалей. Везде они есть. Мы радостно мчимся на тот же «Октоберфест» в Германию, с восторгом говорим о карнавале в Рио-де-Жанейро. А в Петербурге, кроме «Алых парусов», по большому счёту ничего и нет. У нас есть белые ночи, когда город особенно прекрасен, русская зима, великолепная архитектура, но всё это не реализовано как потенциал продвижения Петербурга в мире. 

 

Из положительных моментов городского бюджета на 2015 год я бы отметил прежде всего исполнение всех социальных обязательств. Это означает, что о людях в сложной ситуации город заботится в первую очередь. Мало того, с 1 января 2015 года начинаются выплаты детям войны – по 1500 рублей. Ещё одним немаловажным приоритетом станет устранение проблемы долгостроев – бюджетные расходы концентрируются на вводе в строй ранее начатых объектов социальной инфраструктуры. Так, если на 2014 год мы заложили ввод в строй 3–4 новых школ, то в следующем это будет уже 9 общеобразовательных школ, 12 дошкольных учреждений, несколько поликлиник и больниц. Беспрецедентное число по сравнению с предыдущими годами! Это можно отнести к несомненным плюсам бюджетной политики города.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.