Это не хаос. Это – хаотизм

Корреспонденты «НВ» обнаружили в Петербурге здания, выполненные в принципиально новом архитектурном «стиле»

Корреспонденты «НВ» обнаружили в Петербурге здания, выполненные в принципиально новом архитектурном «стиле»

Принято считать, что современные петербургские дома строятся как бог на душу проектировщика положит – без соблюдения определённого архитектурного стиля. Некоторые искусствоведы даже избегают употребления слова «архитектор», считая, что в северной столице, заполонённой новостройками-монстрами, таковых практически нет. И всё-таки некоторые закономерности у нынешних домов обнаружить можно. В Петербурге набирает обороты модное веяние: дома в «стиле» хаотизм – с окнами на фасадах, разбросанными как попало. Это направление пришло пару лет назад на смену стаканизму – «стилю», где постоянно применялись скруглённые стеклянные элементы.

Удельная

 

 

Архитектурные эксперты устали трубить во все колокола по поводу недопустимой застройки Удельной. Этот район всегда был 2–3-этажным. Под стать небольшой высоте была организована и улично-дорожная сеть: три проспекта – Удельный, Костромской и Ярославский – пересекаются дюжиной улочек через каждые 100–150 метров. Такие кварталы просто не созданы для высоких домов.

Но Смольный ограничил здесь высоту 27 метрами, то есть девятью этажами. И понеслось: неслыханные для Удельной пробки, машины стоят где попало. И вот картину этого хаоса в прошлом году дополнили двумя жилыми домами в «стиле» хаотизм на углу Ярославского проспекта и Кубанской улицы. Их отстроила компания «Темп».

По проекту бюро «А2» Андрея Парфёнова на фасадах с намеренной асимметрией расположены не только окна, но и лоджии. В одном месте они имеются только на трёх верхних этажах, в другом – на пяти, в третьем они вообще утоплены внутрь. Плюс отдельные балкончики шириной с дверь раскиданы по нижним этажам.

 

Окрестности «Петмола»

 

 

 

Участок Московского проспекта от Обводного канала до Киевской улицы нельзя признать архитектурно выдержанным. Там полная смесь времён: есть и дореволюционные дома, и сталинские, и позднесоветские. Теперь они разбавлены откровенным модернизмом.

«Гостиничный комплекс» (так он назывался в документах) еле втиснулся между домами № 75 и 73 по Московскому проспекту. Проект создал архитектор Владимир Григорьев. Поначалу планировалось, что здесь, не особенно далеко от центра, разместится трёхзвёздочный отель. Но реализация проекта попала в кризисный 2008 год, и работы там остановились.

Затем остов перекупила фирма NAI Becar, переделала проект в «стиле» хаотизм, но отказалась от изначальной гостиничной идеологии. Компания поняла тренд и организовала тут апарт-отель. Формально квартиры в нём продаются как нежилые помещения, и прописаться там тоже не получится. Но зато новосёлов – по мысли застройщика – не должны волновать такие проблемы, как места в детских садиках, школах, возможности поликлиники, потому что официально тут люди живут не постоянно, а временно.

А вот архитектура получилась совсем не временной. Большая часть представляет собой шахматную доску, ещё несколько набросанных окон помещено в правой части.

Петроградская сторона

Петроградская сторона архитектурно уникальна: значительная часть её застройки появилась на рубеже XIX–XX веков. Именно поэтому там много модерна, а сами улицы представляют собой композиции, сложенные из домов примерно одного периода.

Ломать целостность начали в 1990-х и продолжили в 2000-х. Тогда продавцы каждой новостройки уверяли своих неопытных покупателей, что их объекты решены в соответствии с «архитектурными традициями Петроградской стороны». Что это такое, они понимали весьма поверхностно: главное, чтобы у дома была башенка, а наверху – огромная мансарда.

Довершить архитектурное безобразие вызвался архитектор Никита Явейн. Среди строгих вертикалей оконных проёмов он водрузил протяжённый белый полукруглый фасад Академии танца Бориса Эйфмана, заполненный «шахматной доской» стеклопакетов. Такой беспорядок стал фоном единственному на Петроградском острове деревянному зданию – дому Штейнмана на Большой Пушкарской улице, 14.

Кардинально изменился и внутренний двор. Если раньше он был типичным для Петербурга, то теперь жёлтые стены, ризалиты лестничных клеток, покошенные металлические козырьки и подвалы отражаются в огромных окнах заднего фасада Академии танца, тоже разбросанных как попало.

 

 

 

Центр

 

 

Пример хаотизма есть и в самом что ни на есть центре Петербурга – в Ковенском переулке, что в трёх шагах от Невского проспекта. Там подобный приём использован на фасаде жилого дома, который со скандалом возвели возле костёла Лурдской Иконы Божией Матери.

Скандал этот возник в 2008 году. Тогда по заказу «Группы ЛСР» был сперва снесён дворовый исторический флигель, а затем и административное здание гаража Карла-Людвига Крюммеля. При этом сам гараж является памятником архитектуры. Тогда по поводу неправильного демонтажа, из-за которого по костёлу пошли трещины, выступила председатель комитета по охране памятников Вера Дементьева, ныне спокойно директорствующая в павловском музее-заповеднике:

– Наверное, не от балды мы писали, что разрешена только ручная разборка. А то приходят оболтусы с экскаваторами…

И всё-таки то, что хотелось, «Группа ЛСР» построила. Проект создал Евгений Герасимов. Он состоит из двух разных элементов: на красную линию Ковенского переулка выходит пятиэтажный куб, похожий на советские заводы 1970-х годов, а в глубине – семиэтажный представитель хаотизма. Смотришь на него и не понимаешь: какова была задача архитектора? Это просто стена, на которой кое-как сделаны окна, вглубь утоплена стеклянная арка. Но даже такой примитивный подход позволяет продавать квартиры по нереальным для среднестатистического россиянина ценам как элитарную недвижимость.

 

Сосновая Поляна

Почти клоном Академии танца Эйфмана (или наоборот – кто знает?) стали три жилых дома в Сосновой Поляне, на 2-й Комсомольской улице, 40–42. Они построены в рамках реновации квартала. Прежде на их месте располагались внутридворовые скверики, но ради расселения хрущёвок ими пожертвовали.

Дома имеют разную высоту, несмотря на то что стоят на одной линии, – от 9 до 14 этажей. Но композиционное решение фасадов единое. Это узкие окна, расположение которых создаёт волны сверху вниз. Похожими на обычные спальные дома их делают разве только застеклённые балконы.

Эти три дома входят в комплекс будущих высоток, которыми застроят территорию между улицей Лётчика Пилютова, проспектом Народного Ополчения, улицами Пограничника Гарькавого и Чекистов. Эскиз разработало финское архитектурное бюро Юкки Тикканена. По аналогичному хаотическому принципу сейчас растут дома на улице Лётчика Пилютова, обращённые на парк «Сосновая Поляна».

В интернете, правда, шутят, что получившиеся постройки – те же хрущёвки, поставленные на попа. Даже цвет схож. Но в «СПб реновации» уверяют, что здесь каждая деталь продумана до мелочей.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.