«Ресурс хулиганства я исчерпал в детстве»
Певец Стас Пьеха – о том, как он пришёл на эстраду и почему его больше нет «в телевизоре»
Певец Стас Пьеха – о том, как он пришёл на эстраду и почему его больше нет «в телевизоре»
Стас Пьеха казался баловнем судьбы. Имея такую блистательную бабушку, как Эдита Пьеха, такую известную маму, как Илона Броневицкая, – куда же, как не на эстраду, мог последовать молодой человек? Стас оказался нарасхват, стал своим везде: харизматичный, спортивный, талантливый, общительный. Довольно долгое время он не сходил с телеэкранов, был замечен в самых разных передачах и шоу: «Фабрика звёзд», «Голос страны», «Звёзды в опере», «Две звезды», «На выход!», «Хит». Был и участником, и ведущим. И вдруг в какой-то момент Стас исчез «из телевизора», как обрубило. Поклонники забеспокоились: что произошло?
Однако появившиеся в Петербурге афиши сообщили о том, что Стас Пьеха по-прежнему на сцене, даёт сольные концерты. После одного из них – в БКЗ «Октябрьский» – мы пообщались с певцом.
– Стас, как вы считаете, желание стать звездой – это болезнь или естественное стремление публичного человека?
– Я никогда не чувствовал себя звездой и вообще не понимаю понятия звёздности. Я просто пою, пишу стихи, прозу, творю и хочу донести своё творчество до людей.
– Что это для вас?
– Это одно из занятий в моей жизни, которое приносит огромное удовольствие, – оно стоит в том же ряду, что и общение с публикой, женщинами, музыкой. Стихи я пишу давно, а к прозе обратился недавно, с ней я пока не выхожу к аудитории, пишу в стол.
– Вы издали книгу «Голый». Там есть смелые стихи. Собираетесь публиковать что-то ещё?
– Думаю, в следующем году будет издана вторая книга – опять же стихи, будут поэмы и такой раздел «3Х» – это свободная от цензуры часть моего творчества. Там будет всё, что накипело, что взрывает меня изнутри, что просится наружу. Я пишу и философского плана стихи, и хулиганские, и лирические. Я «всеяден».
– Судя по воспоминаниям вашей звёздной бабушки Эдиты Станиславовны, вы были трудным ребёнком. Каким вы вспоминаете своё детство и кому благодарны за то, кем стали?
– Я не могу сказать, что кому-то благодарен за своё детство. Оно могло быть абсолютно другим. Потому как профессия всех моих родственников предполагала их отсутствие рядом со мной почти всё время, я сам выбирал пути и, наверное, не совсем правильно. Я не могу сказать, что у меня было несчастливое детство. Мне нравилось многое, что со мной происходило. Потом нравиться перестало. Я был дворовым ребёнком, предоставленным самому себе. Попадал в передряги, менял компании. Можно сказать, что весь свой ресурс безобразия и хулиганства я исчерпал в детстве. Возможно, на сцене люди считывают во мне этот разнообразный опыт – и положительный, и отрицательный. Смотрят: вроде молодой, а уже есть и мудрость какая-то, и мысли не слишком банальные.
– Вы признавались, что не любите смотреть свои выступления на телеэкране. Почему?
– Мне хочется быть лучше, чем я есть. Сейчас я вижу, что есть изменения в лучшую сторону: становится меньше лишних телодвижений, больше осмысленности. На самом деле важно на себя смотреть, даже если не хочется. Это единственный способ стать лучше и интереснее. И мне куда важнее на себя смотреть не на съёмках, а на живых концертах. Живая музыка и живое общение с залом творят чудеса. На таких концертах я – больше я.
– О чём ещё не спето?
– О жизни. Больше хочется позитивных песен. Россия страдает. Мы любим пострадать, поплакать. Но хочется народ нацелить на другое, чтобы больше позитивного воспринимали, больше радовались. Вот недавно написал песню «Счастье». Может, новый альбом так и будет называться – «Счастье».
– А что для вас счастье?
– Счастье – когда ты чувствуешь себя в гармонии, балансе с миром, но это минуты или даже буквально секунды. Важно их зафиксировать, чтобы помнить о них и понимать, что именно делает тебя счастливым. Счастье не может быть постоянным чувством, ведь всё время меняются «декорации», меняются мысли. Только сумасшедший человек умеет быть всегда счастлив.
– Мы переживаем такое немирное время, неспокойное. Можно ли вообще сейчас быть счастливым?
– Это не зависит от внешних потрясений. Это что-то внутри тебя. Да, на сегодняшнем концерте я начал с грустных песен, с философских стихов – и это было отражение тех событий, которые сегодня происходят в мире. Но вторая часть была весёлой. Я призываю людей не зацикливаться на плохом, уметь радоваться хотя бы тому, что имеешь сегодня.
– Вы себя считаете положительным человеком?
– Нет, не считаю. Во мне есть разные стороны. Я до сих пор борюсь с собой, стараюсь быть лучше. Стараюсь не срываться на людях, быть мягче, терпимее. Гордыню подмять. Терпения мне порой не хватает. Но благодаря работе – когда я видел публику, которая пришла в зал именно на меня, потратив деньги на билеты, – я научился любить людей. Я проникся симпатией ко всем окружающим. Терпимее стал. А раньше был чересчур резким, рубил с плеча.
– Скажите, вот у вас масса ипостасей – вы и телеведущим были...
– Именно «был». Всё в прошлом. Я сейчас к телевизору отношусь крайне негативно. Популярность надо зарабатывать иным способом. И вы, наверное, заметили, что меня на телеэкране сейчас нет.
– Заметила. Но как вы завоёвываете новую публику? Видела сегодня на концерте людей очень разных – и дам в возрасте, и солидных мужчин, и девчонок десятилетних, которые отплясывали…
– Я очень рад, что нравлюсь разным категориям слушателей. Я от них тоже заряжаюсь. Мои поклонники – а их собираются тысячные и даже многотысячные залы в разных городах России, Украины, Белоруссии – приходят ко мне теперь из интернета, из соцсетей. Кто-то передаёт свои личные впечатления знакомым. Я думаю, что сарафанное радио – самый действенный рычаг для артистов с сольными программами. Никакой телевизор и радио такого эффекта не дадут. Если людям понравится концерт, они сами придут и друзей своих приведут. И потом уже будут ходить поколениями.
– Вашим голосом говорят персонажи мультфильмов. Как вы начали заниматься озвучанием?
– Однажды меня пригласили на озвучку, и надо сказать, что получилось не очень – озвучивал… кенгуру. После этого случая самооценка у меня упала. Но потом мне доверили озвучить собаку, кошечку. И как-то уже пошло увереннее. Дальше был полный метр – диснеевский мультфильм «Принцесса и Лягушка», где я Лягушку полностью от начала до конца озвучивал и пел её голосом, также моим голосом говорил принц Навин. В процессе работы я общался с прекрасными исполнителями, среди которых была Лариса Долина. Я бы с удовольствием продолжил заниматься мультфильмами, но времени сейчас нет – у меня другие проекты.
– Вы любили диснеевские мультики в детстве?
– Нет, мне нравился «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна. Что-то в этом мультике было загадочное, таинственное, «мерцающее» – я волшебства с детства люблю. Ещё мама мне показывала какие-то прибалтийские мультфильмы, названий не помню, но тоже мистические и прекрасные.
– Вам 34. Каким вы себя чувствуете человеком, юным или зрелым?
– Я вообще потерял ощущение возраста. Не могу сказать, что я молодой, зрелый, взрослый или ещё совсем юный. Нет ощущения возраста. Бывает, на концерте я чувствую себя 15-летним – бегаю, прыгаю.
– Вам бы хотелось, чтобы ваш маленький сын был похож на вас в детстве, прошёл тот путь, который напоминал бы ваш собственный?
– Я бы хотел, чтобы вообще все дети, которые будут у меня, проходили свой собственный путь. Мой путь – это мой путь. Было много сложностей, глупостей и ошибок, которые до сих пор приходится расхлёбывать.
– Если бы вас родные не подталкивали в сторону музыки, эстрады, вы могли бы выбрать для себя какой-то иной путь?
– Да я и не подталкивался особенно. Очень долго не занимался музыкой, бросал её. Потом сам к ней вернулся. Но сейчас я уже другого пути и не мыслю для себя. Впрочем, хочу, чтобы оставалась возможность параллельного заработка – опять же, чтобы всё воплотить в творчество.
– Поёте ли вы дома и как часто?
– Пою периодически разную музыку, в основном британскую, и сам песенки сочиняю. Да, люблю напевать. Это приводит в равновесие.
– Но, знаю, вы ещё и спорт любите.
– Да, недавно поставил собственный рекорд – отжался 138 раз. За здоровьем надо следить. Чтобы прыгать по сцене, такие рекорды очень нужны.
– Какой ваш девиз в жизни?
– Меня часто об этом спрашивают, и я с трудом нахожу ответ. Но сейчас, кажется, смогу сформулировать. Главное – быть честным и естественным с теми людьми, для которых ты работаешь. Никого не изображать, никого не играть, а быть предельно искренним и открытым. Потому что врать людям со сцены вдвойне, втройне заметнее и постыднее, чем в обычной жизни. И мне нечего скрывать. Какой я есть, пусть таким меня и видят люди.
Стас Пьеха родился 13 августа 1980 года. Отец Стаса – Пятрас Герулис, джазовый музыкант. До семи лет Стас носил фамилию отца. Затем взял фамилию бабушки, чтобы не оборвался род Пьех. Стас учился в Хоровом училище Ленинградской капеллы им. Глинки, в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных, которое не закончил. Записал студийные альбомы «Одна звезда», «Иначе», «10». Автор 11 видеоклипов, среди которых «Где буду я», «Расставания», «О тебе», «Она не твоя», «На ладони линия».