На «Крестах» поставят крест?

Какая судьба ждёт легендарный тюремный комплекс на Арсенальной набережной

Какая судьба ждёт легендарный тюремный комплекс на Арсенальной набережной

В Колпино завершилось строительство первых зданий следственного изолятора, который придёт на смену «Крестам» на Арсенальной набережной. Большой переезд планируется завершить в 2016 году. Скептики уверены, что комплекс на Выборгской стороне постигнет та же судьба, что и многочисленные промышленные корпуса, – его забросят на долгие годы.

Необходимость переезда СИЗО с Арсенальной набережной в Колпино была вызвана не столько необходимостью убрать тюрьму из центра Петербурга, сколько увеличением количества камер – новые «Кресты» рассчитаны на 4000 человек, что в два раза больше, чем способны вместить старые корпуса. Поэтому до сих пор нет ни одного реального предложения по использованию старинных стен, пропитанных духом убийц и несправедливо истерзанных.

Хотя необычных идей по использованию выявленного памятника архитектуры возникало немало. Начать с того, что ещё в 2012 году «Кресты» посетили представители комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Они решили включить комплекс краснокирпичных зданий в перечень площадок для создания первого «креативного квартала». Уже тогда чиновники выражали осторожную надежду: мол, выявленный, а не постоянный статус памятников можно будет откорректировать, чтобы полезную площадь использовать по максимуму. Другими словами, по мнению чиновников, здания при желании можно было бы и снести.

«Кресты» от покушения на целостность спасло то, что этот архитектурный ансамбль был не единственным в Петербурге, претендовавшим на «креативный» статус. Среди его конкурентов значились Адмиралтейство, Петровский док и Летний сад в Кронштадте, канатный цех завода «Красный гвоздильщик», территория трамвайного парка № 2 на Васильевском острове, площадка фабричного комплекса «Красное знамя». Но в результате площадкой для «креативного кластера» стал… Апраксин двор.

«Кресты» же, по мнению чиновников, лакомый кусок земли с экономической точки зрения. Однако к реальным шагам по использованию территории властям удастся приступить только после того, как земля под изолятором перейдёт из федеральной собственности в городскую. Правда, как рассказали «НВ» в городском комитете по инвестициям и стратегическим проектам, это весьма туманные перспективы.

– Пока «Кресты» в федеральной собственности, город не рассматривает другие концепции, – пояснили в ведомстве. – Решение должны принимать федералы. Мы же будем готовы говорить о судьбе территории на Арсенальной набережной, когда земли передадут нам. А пока это пустое сотрясание воздуха.

Градозащитники уверены: передавать городу территорию нельзя.

– Если здания действительно опустеют, то во время передачи в городскую собственность, а затем и в ожидании ремонта их на несколько лет бросят, как это происходило не раз. Они подвергнутся разрушениям, мародёры вырежут ценное оборудование, – полагает координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов.

Именно так случилось с войсковой частью в Красном Селе, тоже, к слову, памятником: оттуда по просьбе городских властей съехали военные ради создания некоего культурного объекта, однако в итоге здания сейчас брошены, на территорию свободно может попасть кто угодно, и недавно там случился пожар. Та же ситуация со складами XIX века на углу Обводного канала и Лермонтовского проспекта: приспособить их под музей «XX век» Смольный хочет только в 2018 году, а сейчас захиревшие, горевшие и разверстые дома оставлены наедине со стихией.

По мнению Дмитрия Литвинова, идеальным для сохранения комплекса «Крестов» был бы вариант, если внутри разместится государственное учреждение или несколько учреждений, желательно федеральных. Он слышал, что СИЗО может остаться в пользовании Федеральной службы исполнения наказаний для административных помещений.

– У федеральных ведомств есть деньги и есть опыт. У нас же его нет. Вспомните историю с Апраксиным двором, который долгие годы никак не могут приспособить под культурный объект, – говорит Литвинов.

Кстати, вариант разместить в корпусах на Арсенальной набережной административный центр УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области озвучил недавно и сам директор ФСИН России Геннадий Корниенко.

– Сейчас у нас небольшое здание в центре города (на Захарьевской, 14. – Прим. авт.) и девять разрозненных площадок, на которых находятся различные подразделения, – сказал Корниенко. – Если бы удалось сконцентрировать их в одном месте, было бы здорово.

Впрочем, краевед Алексей Шишкин уверен, что если бы проект «креативного кластера» организовали, то «могло получиться здорово». Но в случае с «Крестами», учитывая тенденции, помещения, скорее всего, отдадут под офисы, «якорем» которых будет ФСИН:

– Это было бы по-своему логичное решение, но ужасно скучное. Будь моя воля, я разместил бы в «Крестах» гостиницу на две-три звезды. Учитывая близость к вокзалу и центру, а также бренд России как страны «лагерной и тюремной», мог бы получиться очень славный проект, не требующий перестройки памятника.

Эксперт по краснокирпичной архитектуре Маргарита Штиглиц полагает, что «Кресты» имеет смысл приспособить под различные функции. Там найдётся место и «креативному классу», чтобы его представители могли творить, проводить собрания и конференции. Непосредственно в крестообразных зданиях можно сделать жилые лофты «для молодёжи, художников, у которых нет комплексов и предрассудков» и гостиничные номера – «если будут приезжать неординарные люди».

Раньше Маргарита Штиглиц работала заведующей сектором промышленной архитектуры комитета по охране памятников. И она хорошо представляет себе, как можно обращаться с памятниками, не нарушая законодательства. По мнению специалиста, в «Крестах» надо сохранить только несущие конструкции. Понятно, что крошечные камеры сейчас никому не нужны, поэтому все простенки можно снести.

А под занавес Маргарита вспомнила интересную деталь. Раньше на месте Ниеншанца, где стояли в том числе старинные здания, находился комплекс промышленных корпусов. В центре в начале XIX века было паноптическое заведение – наблюдательная вышка, откуда, по всей видимости, следили за рабочими, трудившимися в мастерских вокруг. Возможно, шутит собеседница, аналогичным образом могут поступить и будущие владельцы заведений в «Крестах», контролируя работу своих подчинённых.

особый взгляд

Заработать на «Крестах»

Софья Андреева, редактор отдела городской информации

Два года назад я делала репортаж из легендарного следственного изолятора. Направилась туда не случайно. Уж слишком много шумихи тогда поднялось из-за его переезда и строительства на его месте развлекательного центра. Вот и захотелось спросить у сотрудников СИЗО, что они думают насчёт своего переселения. Оказалось, сотрудники были категорически против обустройства в «Крестах» «креативного квартала». Мол, только исключительно креативный (читай: сумасшедший) человек мог предложить обустроить на этом пропитанном страданиями, проклятом людьми месте увеселительные заведения.

Эти стены, которые за более чем 100 лет вобрали в себя дух безысходности и отчаяния, гнетут, как только ты переступаешь порог СИЗО и за твоей спиной захлопывается решётка. Да, этот оглушительный лязг решёток и замков я помню до сих пор. Также помню, что путь на все отделения проходил через холл «Крестов»: огромный круглый зал, увенчанный высоким куполом, от которого в четыре стороны расходятся галереи. Акустика здесь превосходная, любой звук обретает стократную силу. На всю мощь по радио почему-то гремели старые шлягеры, а под куполом чирикали воробьи, и их чириканье звучало истошно, пробирало до костей. Ещё помню характерный, ни на что не похожий запах «Крестов». Странный кислый запах, смешанный с «ароматом» хлорки. Этот «букет» ещё долго преследовал меня…

Администрация «Крестов» тогда не скрывала, что быть в руководстве УФСИН в последние 10 лет очень престижно. По той причине, что на новые «Кресты-2» шёл (и идёт) непрекращающийся поток федеральных миллиардов. Однако как только новый изолятор достроят, денежные вливания прекратятся. И если старые «Кресты» – культовое здание, которое нельзя превращать в отель или казино, чтобы туда частные лица инвестировали средства, то мы должны его оставить за службой исполнения наказаний и превратить в административный корпус. Но что за этим следует? Новые миллиарды на кардинальную переделку зданий?

Другой вопрос: нужно ли новое здание ФСИН? Его сотрудники на самом деле замечательно помещаются у себя на Захарьевской, 14. А большинство зданий «Крестов» вообще не приспособлено под офисные помещения. Чтобы тюрьму превратить в административное здание, надо разрушить всю начинку и создать её заново. Поменять 100-летние коммуникации, вывести всех паразитов, сделать капремонт… А это новые миллионы, миллиарды государственных рублей. А если «Кресты» передать инвестору, то это будут деньги не налогоплательщиков, а бизнесменов. Так не лучше ли второй вариант?

Конечно, аура здесь та ещё. Да, более чем вековая история учреждения полна событий, которых хватило бы на множество кинодрам: с захватом заложников и убийством сотрудников, бунтами, поджогами, само-убийствами… Здесь в 1990-е годы обитали по 18 человек в камерах площадью 7 квадратных метров. Трёхъярусные койки-шконки, появившиеся тогда, не демонтировали до сих пор: так, на всякий случай.

Но с другой стороны, после переезда арестантов в 2016 году здесь может разместиться всё что угодно, главное – чтобы государство не теряло на этом деньги налогоплательщиков, а, наоборот, оптимально использовало «Кресты» для получения прибыли. Ведь здание, как памятник архитектуры, никто не тронет. Так, может, пусть государство наконец попытается хоть что-то заработать на «Крестах»?

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.