За культурой поедем на Урал
«Центр культурной жизни сместился в регионы» – эту фразу в последние год-два, как мантру, неустанно повторяют критики и эксперты. Новые территории залегания культуры теперь на Урале. А точнее – в Екатеринбурге и Перми, двух городах, где ранней осенью произошли события поистине удивительные
«Центр культурной жизни сместился в регионы» – эту фразу в последние год-два, как мантру, неустанно повторяют критики и эксперты. Новые территории залегания культуры теперь на Урале. А точнее – в Екатеринбурге и Перми, двух городах, где ранней осенью произошли события поистине удивительные.
Судите сами: в оперном театре Перми прошла яркая премьера «Дон Жуана», завершившая серию постановок трилогии Моцарта / Да Понте. В предыдущие два сезона в Перми под музыкальным руководством Теодора Курентзиса уже были поставлены «Так поступают все» и «Свадьба Фигаро» с участием оркестра MusicAeterna. Всего месяц назад пришла весть о том, что запись пермской Cosi fan tutte получила престижнейшую международную премию Echo Сlassic. И – о чудо! – нынче Sony Classical, крупнейшая фирма звукозаписи, собирается выпустить всю «пермскую трилогию»! А Зальцбургский фестиваль в лице его будущего интенданта Маркуса Хинтерхойзера уже пригласил Курентзиса и его оркестр на постановку «Милосердия Тита» в 2017 году.
За пять дней до пермской премьеры в Екатеринбургском оперном театре случилась культурная сенсация: впервые в России там поставили оперу Филипа Гласса «Сатьяграха». И хотя русская вокальная школа вовсе не располагает к подобным экстремальным экзерсисам, солисты театра, а в особенности хор, справились с поставленной задачей весьма достойно. Американский минималист посвятил «Сатьяграху» (в переводе – «Упорство в истине») лидеру индийской нации Махатме Ганди. В качестве советников-собеседников-сочувствующих в трёхактной опере фигурируют три мыслителя: Лев Толстой, Рабиндранат Тагор и Мартин Лютер Кинг, чьи идеи оказались созвучны идеям великого индийского гуру.
В эти же дни параллельно с исторической – не побоюсь этого слова – оперной премьерой «Сатьяграхи» в Свердловской филармонии проходил масштабный III Симфонический форум. «Место встречи российских оркестров», – гласил девиз форума, и оправдался он на все сто процентов. На форум пожаловали пять российских оркестров. Среди них два самых, пожалуй, качественных и медийно раскрученных – знаменитый московский ГАСО под управлением Владимира Юровского и уникальный пермский коллектив MusicAeterna, которым руководит Теодор Курентзис, а ещё Ростовский, Ярославский губернаторский, Нижегородский оркестры.
На правах хозяина на форуме дважды выступил по-европейски вышколенный, любовно выпестованный Дмитрием Лиссом Уральский филармонический оркестр, на открытии – с приглашённым израильским дирижёром Элиаху Инбалом, а на закрытии – со своим шефом впечатляюще точно, убедительно, с подлинным эмоциональным подъёмом исполнив Третью симфонию Рахманинова.
Возникновение подобных «горизонтальных» связей между регионами, в частности между Пермью и Екатеринбургом, не может не радовать. Впрочем, выстраиванием «горизонтальных» связей, стягивающих общее симфоническое пространство в единое целое, Свердловская филармония озаботилась не вчера. Нынешний форум – уже третий по счёту. Проходит он с 2010 года, чередуясь с крупным международным фестивалем «Евразия»; эти два мероприятия маркируют в Екатеринбурге начало осени и задают мощный импульс новому концертному сезону.
Здесь, в Свердловской филармонии, привыкли мыслить глобально и действовать локально, создавая в родном городе уникальный продукт в виде «имиджевых» фестивалей. Можно сказать, что время в сезоне структурируется и измеряется «фестивальными единицами»: летом прошёл I фестиваль Чайковского, зимой обычно наступает время фестиваля «Березовский приглашает»… А есть ещё Органный фестиваль, Летняя молодёжная академия… Словом, жизнь в Свердловской филармонии кипит и бурлит круглый год.
Все концерты форума транслировались live, так что их могли посмотреть меломаны со всей страны. Нижегородцы следили за выступлением своего оркестра в Сети, наведывались на трансляции пользователи из Германии и... даже из Голливуда.
И это – ноу-хау Свердловской филармонии, которым она по праву гордится. За годы упорной работы создана обширная сеть виртуальных залов, охватившая всю область до самых её отдалённых уголков. Теперь к концертной жизни уральской столицы приобщены тысячи жителей посёлков и городов, которые могут слушать концерты одновременно с екатеринбуржцами, придя в клуб или сельскую библиотеку. Или у себя дома – просто подключившись к медиасайту филармонии.
Одновременно с концертной программой разворачивалась и офф-программа: семинары СКОР – Союза концертных организаций России, конференции и круглые столы, посвящённые насущным проблемам функционирования отечественных оркестров. Например, на одном из круглых столов обсуждалась животрепещущая проблема аренды нотного материала и связанные с этим правовые вопросы.
Но был на форуме ещё один, дополнительный и очень важный сюжет. «Время Тертеряна» – так назывался спецпроект, посвящённый Авету Тертеряну, композитору-симфонисту, последние годы жизни связанному с городом тысячью нитей. Все симфонии Тертеряна в своё время исполнил Уральский филармонический оркестр. В год его 85-летия на форуме прозвучали две из них: Третья, с солирующими дудуками, – в исполнении Уральского филармонического оркестра, и Пятая, с солирующей кеманчой, – в исполнении Ярославского губернаторского оркестра под управлением Мурада Аннамамедова. На форум специально приехал и сын композитора музыковед Рубен Тертерян; он представил новое издание своей книги «Диалоги с отцом».
Сверхзадача форума – выявить лидеров отечественного оркестрового процесса, выработать объективные критерии, позволяющие определить качество и статус отечественных симфонических оркестров. Для этого в недрах СКОРа была проделана грандиозная работа: собрана и проанализирована статистика по размеру бюджетов, составу музыкантов, нормам и количеству концертов, сыгранных в сезон каждым российским оркестром. Итоги этой аналитической работы представили на семинаре для менеджеров концертных организаций. И, сдаётся мне, эти предварительные шаги готовят почву для создания полноценного отечественного фестиваля-конкурса оркестров по образцу «Золотой маски». Стране и музыкальной общественности давно пора узнать и научиться определять лидеров и аутсайдеров концертной жизни. Потому что без сравнения, без состязательности любой культурный процесс, в том числе симфоническая жизнь страны, обречён на стагнацию и потерю критериев качества.