День водителя. Один день

В преддверии Дня работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, который отмечается завтра, корреспонденты «НВ» провели целый день с водителем автобуса и узнали, что шофёры называют «досками» и почему перед сменой им нельзя пить квас

В преддверии Дня работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, который отмечается завтра, корреспонденты «НВ» провели целый день с водителем автобуса и узнали, что шофёры называют «досками» и почему перед сменой им нельзя пить квас

Александр забирает маршрутный указатель, который водители в шутку называют «доской», и идёт к своему автобусу

 

«Нервничать за рулём – хуже некуда»

– Ну что, бери дрова и пошли, – говорит улыбчивый водитель своей обворожительной спутнице-кондуктору. Пара выходит из административного здания автобусного парка, а я остаюсь в холле думать, что за «дрова» имелись в виду. Вспоминаю Северную Корею, где, как говорят, на дровах ездят грузовики и даже рейсовые автобусы. Удивляюсь. К счастью, сотрудники «Пассажиравтотранса» сразу объясняют, что это такой профессиональный сленг: «доской», а иногда в шутку и «дровами» водители называют маршрутный указатель – табличку с жёлтым краем, где указан номер автобуса и несколько главных остановок. Пока я осознаю тонкости транспортного жаргона, меня уже знакомят с Александром Зубжицким, водителем автобуса, с которым мне предстоит провести весь день.

Александру 43 года, последние семь из них он работает в автобусном парке № 2 в Приморском районе Петербурга. Водитель-наставник не только сам знает все тонкости местных маршрутов, но ещё и обучает молодое поколение. Он признаётся: главное в профессии – это не давать воли эмоциям, стараться держать «бурю» в себе.

– Хороший водитель должен быть сдержанным, потому что на дороге всякое случается, – объясняет Александр Зубжицкий. – Никакие эмоции не должны выходить наружу. Нервничать за рулём – хуже некуда.

И всё же волнение от присутствия журналистов скрыть не получается – это видно на мониторе у врача, который проводит медосмотр водителей, отправляющихся в рейс.

– А пульс-то частит… – с доброй ухмылкой говорит дама в белом халате. – Напозировался перед камерой.

Здоровье водителей за смену проверяют дважды: перед выходом в рейс и в самом конце рабочего дня. Врачи измеряют давление, внимательно следят за сердечным ритмом, иногда ставят градусник, расспрашивают о самочувствии. Одна из главных частей медицинского осмотра – проверка алкотестером. К слову, сегодня в России допустимая норма алкоголя в крови водителя составляет 0,3 промилле. Эта небольшая величина позволяет учесть возможную погрешность приборов и спасает от лишения прав тех, кто непредусмотрительно напился кваса или кефира перед поездкой. В «Пассажиравтотрансе» правила ещё жёстче: за руль Александра пустят только в том случае, если прибор покажет 0,0 промилле, поэтому любые напитки естественного брожения для водителя – табу.

 

Всего автобусный парк № 2 обслуживает около 30 маршрутов

 

 

 

Проверка на алкоголь – обязательная процедура перед выходом в рейс

 

 

«Встать в 3 часа утра – легко»

Доктор ставит штамп на путевом листе – значит, всё в порядке, можно идти за «доской», а затем и к диспетчеру. Время выезда – 10 часов 20 минут – для Александра довольно позднее, ведь чаще всего он садится за руль ещё задолго до рассвета.

– Для кого-то встать в 3 часа утра – это сложно, мне же подъёмы даются довольно легко, – рассказывает Александр. – Настолько привык, что просыпаюсь без будильника. Выгуливаю собаку, а уже в 4 или в 4.30 – в парке.

Работает водитель по графику 4 через 2, смена длится 8–9 часов. Перед каждым выездом мужчина самостоятельно проверяет свой автобус. Хотя техников в парке предостаточно, всё-таки Александр должен сам понимать и чувствовать, как ведёт себя машина. Сначала осматриваем автобус снаружи, чтобы на нём не было никаких повреждений. Затем проверяем масло и антифриз. Потом водитель садится в кабину, заводит мотор и смотрит, как ведут себя поворотники, стоп-сигналы и печки. Как и организм Александра, машина сегодня в полной боевой готовности. Можно выдвигаться в рейс. Первая остановка – «Автобусный переулок».

За четыре часа мы успеваем проехать от автобусного парка до проспекта Культуры и обратно два раза. Автобус № 40 проезжает Удельную, затем медленно толкается с другими машинами на Светлановском проспекте, едет мимо площади Мужества, мимо станции метро «Гражданский проспект» и высаживает последних пассажиров на углу Суздальского проспекта и проспекта Культуры. В салоне работает кондуктор, поэтому водитель может полностью сосредоточиться на дороге, хотя иногда приходится самому собирать деньги за проезд.

– Конечно, без кондуктора работать тяжело, ведь приходится совмещать управление автобусом и сбор средств, – объясняет Александр Зубжицкий. – Всё-таки главное – не быть злым человеком. Я понимаю, что у людей всякое может случиться. Бывает, что, к примеру, пожилой человек оставил дома карточку, – ничего страшного. Я его выпускаю и отношусь к этому спокойно.

Половина смены позади, можно и подкрепиться. Любимый обед водителя – солянка, а вот на завтрак он не может отказать себе в манной каше, которую многие разлюбили ещё в детстве. (К слову, и завтракает, и обедает сотрудник «Пассажиравтотранса» в столовой автобусного парка – говорит, вкусно готовят.) Кстати, в юном возрасте Александр мечтал стать совсем не водителем, а, как ни странно, следователем. Он вспоминает, как проводил часы у телевизора, заворожённый знаменитым советским сериалом «Следствие ведут ЗнаТоКи». Мальчик мечтал когда-нибудь превратиться в одного из любимых героев телефильмов – Знаменского, Томина или Кибрит.

Любовь к машинам, по словам Александра, привил ему дед – он работал таксистом и частенько брал маленького Сашу с собой. Сразу после службы в армии Александр Зубжицкий сел за руль и быстро понял, что эта профессия действительно для него. Служил он тогда в погранвойсках в Карелии, но машину до демобилизации не водил, зато навсегда заболел красотой республики, куда с удовольствием ездит на рыбалку, как только выдаётся отпуск.

– В свободное время отдыхаю в лесу, ловлю рыбу, – рассказывает водитель. – Мне не нужно даже море. Карелия, озёра – самое лучшее.

 

Кормят водителей в столовой знатно: кроме традиционных котлет с пюре здесь можно попробовать долму, лагман и даже уху на сливках

 

«Пассажиры стали спокойнее»

В доказательство тому, что на дороге может случиться любая неожиданность, Александр рассказывает об одном таком «сюрпризе», произошедшем зимой. Он тогда работал на 435-м маршруте, который связывает проспект Просвещения и посёлок Елизаветинка. На подъезде к населённому пункту перед автобусом в кювет свалилась легковая машина.

– В автобусе было мало пассажиров, в основном те, кто ехал на дачу, – вспоминает Александр. – Я увидел, что стоящий впереди автомобиль свалился в кювет. Остановился, вышел из кабины и пошёл к машине – там взаперти оказались двое пассажиров. Авто ударилось об дерево – двери заблокировало. Помог людям выбраться, потом вызвал МЧС, но «скорая помощь» им, к счастью, не потребовалась.

Не любит Александр хвалиться и тем, что попал в число лучших петербургских водителей, которые обслуживали XII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи в этом году.

– Единственное отличие – во время Паралимпиады возили инвалидов, а в остальном та же самая работа, – скромничает Александр, забывая рассказать про сложный ландшафт и постоянные подъёмы в горы, когда температура воздуха менялась на десятки градусов.

А потом признаётся, что работа научила его в любой ситуации быть спокойным. Железные нервы – ценное приобретение, которое спасает Александра и вне работы, хотя в выходные мужчина предпочитает отдавать бразды правления автомобилем своей супруге.

– Жена у меня с правами, поэтому я ей иногда говорю: садись – сегодня ты меня возишь, а я отдыхаю, – улыбается Александр. – По магазинам стараюсь ходить пешком, а если нужно поехать за город или на дачу тёщу отвезти, то в основном я за рулём.

Ещё два рейса позади – смена подходит к концу. Александр заезжает на яму ОТК (отдела технического контроля) и вместе с механиком осматривает автобус. Жалоб на машину нет. Замеряем уровень топлива и едем на мойку, где автобус приводят в порядок после трудового дня. Затем машина ставится под охрану, а Александр снова идёт к врачу и напоследок рассуждает о петербургских пассажирах.

– На дорогах сегодня стало сложно – вы сами видели, что творится, – рассказывает водитель. – Машин – всё больше, но одновременно с этим люди – терпеливее и уступчивее. Если раньше хорошо ощущалась разница между интеллигентными пожилыми людьми и не всегда вежливыми молодыми ребятами, то сегодня все пассажиры стали намного спокойнее. Почему так происходит – не знаю, но работать так гораздо приятнее.

 

Александр терпеливо относится даже к тем пассажирам, которые забыли дома проездной

 

между тем…

В автобусе организовали мини-библиотеку

Накануне своего профессионального праздника транспортники решили сделать небольшой подарок для пассажиров Петербурга. Экипаж маршрута № 106, который следует от Финляндского вокзала до Пискарёвского проспекта, предложил организовать в одном из автобусов передвижную библиотеку.

Библиотечный фонд для пассажиров сотрудники парка формировали самостоятельно – есть литература на любой вкус: детективы, женские романы, исторические. Книги находятся прямо в салоне, любую из них пассажир может читать во время поездки и даже взять с собой в качестве подарка от автобусного парка № 6, обслуживающего этот маршрут. Возвращать не обязательно.

В передней части салона автобуса – правила пользования библиотекой, а также напоминание пассажирам, что, даже увлёкшись чтением, следует держаться за поручни, ведь автобус – это прежде всего транспортное средство. Пока мини-библиотека работает в тестовом режиме, а сотрудники «Пассажиравтотранса» принимают отзывы от читателей. Если эксперимент удастся, то, возможно, библиотеки появятся и в других автобусах Петербурга.

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.