Опережая инфляцию. И разгоняя её...
Чем обосновано очередное резкое повышение транспортных тарифов в Петербурге
Чем обосновано очередное резкое повышение транспортных тарифов в Петербурге
На этой неделе стало известно, что цены на проезд в общественном транспорте Петербурга с Нового года вырастут на 3 рубля. Поездка в метро, таким образом, с
1 января будет стоить 31 рубль. Трёхрублёвое подорожание стало для петербуржцев неожиданным – поначалу говорилось, что проезд подорожает максимум на 2 рубля.
Однако сказывается, по всей видимости, экономическая ситуация… Во всяком случае, именно об этом говорил вчера депутатам городского парламента Георгий Полтавченко:
– Мы с вами, уважаемые депутаты, в своё время приняли решение не повышать цены на проезд. Сегодняшняя ситуация в экономике, к сожалению, больше не даёт нам такой возможности.
Более того, уже запланировано и дальнейшее повышение стоимости жетона: до 33 рублей в 2016 году, до 35 – в 2017-м.
Что ж, экономическая ситуация нынче действительно не ахти. И, по большому счёту, нынешнее увеличение транспортных тарифов можно было бы понять. Но метро с завидной регулярностью дорожало в Петербурге и все предыдущие, так называемые тучные годы.
В начале нынешнего года глава Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин разводил руками:
– Никуда не денешься, всё дорожает – и метро в том числе… – заявлял он в интервью «НВ». – Мне кажется, что причины, по которым тариф должен всё-таки расти, объективны. Резкого скачка допускать нельзя, но повышение неминуемо хотя бы для того, чтобы не отстать от темпов инфляции.
В самом деле – всё дорожает. Да только мы посчитали и выяснили: рост стоимости поездки на метро уже который год идёт со значительным опережением уровня упомянутой господином Гарюгиным инфляции. То есть дорожает, конечно, всё. Но метро – почему-то особенно. Посмотрите на график: если бы цены на проезд в подземке росли в соответствии с уровнем инфляции, то поездка сегодня стоила бы менее 19 рублей.
При этом в том же интервью Владимир Гарюгин в очередной раз рассказал, что метро тут вроде как и ни при чём:
– Тариф определяет город, и метрополитен к нему не имеет никакого отношения. Мы можем только представить чиновникам своё обоснование стоимости перевозок с расчётами, а дальше решают уже они.
Отметим, что мы неслучайно вынуждены цитировать январское интервью. Потому что по части медийной недоступности господин Гарюгин может дать фору иным крупным федеральным чиновникам и топ-бизнесменам, не говоря уже о звёздах культуры и спорта.
Причём эта недоступность – стабильна. Так, автор этих строк ещё в начале нулевых настойчиво пыталась выйти на главного метрополитеновца Петербурга. Тщетно…
А сколько раз уже в последние годы мы пытались разобраться, например, в том же «товарообороте жетонов в природе». Посылали запросы, просили объяснить, как ведётся контроль за немалыми средствами… Бесполезно. Свято хранит метро свои подземные тайны.
Но вернёмся к ценам. У нас, всякий раз объясняя повышение транспортных тарифов, кивают на Москву: там, мол, видали, какие цены здоровущие! Да, разовая поездка в столице совсем недавно стала стоить 40 рублей. Но система скидок в московской подземке такова, что регулярное использование метро там даже сейчас (до грядущего повышения тарифа в Петербурге) дешевле, чем у нас. Не говоря уже о том, насколько развита сеть Московского метрополитена в сравнении с питерским.
Любопытно также сравнить и другие метрополитеновские показатели Петербурга и Москвы, а также других городов России, где есть метро.
Ну а возвращаясь к экономической ситуации, заметим: растущие транспортные тарифы не столько следуют за инфляцией – и даже не просто опережают её, – сколько разгоняют эту самую инфляцию, являясь одним из инфляционных локомотивов.
Никуда не денешься, всё дорожает – и метро в том числе… Мне кажется, что причины, по которым тариф должен всё-таки расти, объективны. Резкого скачка допускать нельзя, но повышение неминуемо хотя бы для того, чтобы не отстать от темпов инфляции.
Владимир Гарюгин