Осторожно, камнепад!
С фасада дома на Каменноостровском проспекте регулярно падают каменные глыбы, но капитальный ремонт здания планируется не раньше 2026 года
С фасада дома на Каменноостровском проспекте регулярно падают каменные глыбы, но капитальный ремонт здания планируется не раньше 2026 года
В плачевном состоянии памятник архитектуры – бывший доходный дом военного инженера Константина Васильевича Маркова на Каменноостровском, 63, – пребывает уже давно. А вот издевательская табличка «Осторожно, обрушение камней», опоясанная заградительной лентой, появилась неделю назад. Поставили её сотрудники местного ТСЖ «Дом Маркова». Причём, как сами говорят, – от безысходности. Другого способа оградить прохожих от опасности у них нет. А ведь в этом доме, помимо прочего, находится образовательная студия для дошколят – ребята по несколько раз в день ходят вдоль дышащего на ладан фасада. Гранитные глыбы могут вполне долететь и до проезжей части.
За спасение здания собственники жилья борются уже три года. ТСЖ неоднократно обращалось в Смольный с просьбой включить объект в адресную программу капремонта – безрезультатно. Парадоксально, но именно охранный статус в данном случае сыграл со зданием злую шутку. Из-за того что дом № 63 признан объектом культурного наследия регионального значения, обязательства по его ремонту ложатся на плечи профильного ведомства – комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Чиновники включают такие объекты в специальный список памятников, которые реставрируются каждый год из бюджета города. Правда, ставят на реставрацию памятники крайне неохотно – фасад должен быть аварийным и завешен сеткой. Если же он обветшал немного, то КГИОП может обязать жилищную организацию его отреставрировать. Что и сделали: в конце 2011-го комитет предписал «Дому Маркова» укрыть аварийный участок фасада зелёной сеткой – на свои средства. Тогда на выполнение дали месяц. Спустя указанный срок приехали с проверкой и составили протокол об административном правонарушении – за неисполнение. ТСЖ направило иск в арбитраж, требуя признать незаконными действия комитета. Иск суд удовлетворил, ссылаясь на то, что речь идёт об объекте культурного наследия, а не об обычном многоквартирном доме.
– У нас не заложено отдельной статьи на содержание дома-памятника, – говорит председатель ТСЖ «Дом Маркова» Елена Монахова. – Жильцы не готовы нести такие расходы. Не говоря уже о том, что согласно федеральному закону № 73 «Об объектах культурного наследия» нас должно поддержать государство.
Государство, к слову, не ремонтировало дом ни разу с момента его постройки, то есть с 1908 года.
Сегодня обтягивать защитной сеткой здание уже просто опасно – гранитные блоки, из которых состоит отделка фасада, подвижны, крепёжные прослойки между ними разрушились. Если начать забивать кронштейны для сетки, всё может посыпаться. Чтобы сделать всё по уму, нужны подробнейшие проектные расчёты. А для домов-памятников они стоят дорого.
А что же КГИОП? По словам председателя ТСЖ Елены Монаховой, после суда комитет не очень охотно идёт на сотрудничество. Обиделись. Правда, поставили всё-таки здание в региональную программу капитального ремонта на 2014 год. Но из-за изменений в законодательстве, а точнее, изменения схемы финансирования таких работ всё пришлось отложить… на 2026–2030-й!
– Нас попросту задвинули в дальний угол, – говорит Елена Георгиевна. – Хотя мы сами сделали всю проектную документацию, у нас есть методика реставрации фасада, есть смета. Я почти каждый день бегаю между жилищным комитетом, жилищной инспекцией и региональным оператором. Это тихий ужас.
Повторим, попасть в региональную программу можно только со словом «аварийный». Этому нужны доказательства. На руках у ТСЖ есть соответствующий акт – совсем недавно с проверкой приезжали из ГКУ «Городской мониторинговый центр», постановили: лицевой фасад нуждается в срочном капитальном ремонте с элементами реставрации. Не хватает предписания жилищной инспекции. Но даже когда весь пакет бумажек будет собран, кто выделит на ремонт деньги, неясно. Опять же из-за изменений в законодательстве по капремонту.
– Мы находимся в законодательном вакууме, – подытоживает Елена Монахова. – Никто не понимает, как деньги собирать, как проводить конкурсы по выбору подрядчика для домов-памятников, потому что там должны быть организации с лицензиями. Никто ничего не знает!
Вот и выходит, что ремонт исторического фасада в Петербурге сродни целому сериалу. Увы, плохо срежиссированному и малобюджетному.