«Последнее валдайское предупреждение»

Устами Владимира Путина Россия предложила свой проект глобализации

 

Устами Владимира Путина Россия предложила свой проект глобализации

Выступление Владимира Путина перед участниками Валдайского форума закономерно вызвало шквал разноречивых комментариев. Оно и понятно – российский лидер произнёс, пожалуй, самую главную речь, которая по своему значению превзошла его нашумевший спич в Мюнхене. Но как отреагировали на его слова политики и эксперты?

Большинство российских аналитиков усмотрели в речи Владимира Путина ещё одну риторическую «кузькину мать» в адрес Запада. «Молодец, так и надо разговаривать с обнаглевшим американским ковбоем!» – радовались по этому поводу местные патриоты. «Мы же говорили, что путинская Россия – это агрессор», – дивились своей «прозорливости» российские либералы и западные комментаторы.

Наверное, чуть ближе к истине оказались эксперты, трактовавшие речь Владимира Путина как «оливковую ветвь, протянутую Россией Западу». Действительно, тема компромисса с США и ЕС красной нитью проходит через его выступление. Однако вряд ли стоило произносить получасовую речь только для того, чтобы донести любимую мысль кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Для этого вполне достаточно пресс-конференции, короткого заявления или небольшой статьи, причём всё это было уже не раз.

 

На мой взгляд, значение «валдайской речи» гораздо глубже, чем банальное перечисление обид, нанесённых России Америкой, или призыв к прекращению конфронтации. Речь Путина – это беспощадный диагноз современному миропорядку.

Однополярный мир во главе с США приблизился вплотную к черте, после которой планету может захлестнуть крупная геополитическая катастрофа.  Лидерство Штатов выродилось в беспощадную диктатуру единственной сверхдержавы в политике, в жёсткое разделение на «развитый постиндустриальный мир» и вечно отстающую «ресурсно-индустриальную периферию» в экономике. В доминирование ничем не обеспеченных «зелёных фантиков» в мировых финансах. А повсеместное навязывание либеральных ценностей, объявленных «венцом прогресса», существенно обеднило культурный ландшафт человечества. В итоге – агрессивные войны, экономический кризис, упадок морали и повсеместная деградация культуры.

«Однополярный мир оказался некомфортным, неподъёмным и для самоназначенного лидера», – констатирует Владимир Путин. И уже сейчас на фоне гегемонии США идёт восхождение «альтернативных центров силы» – Китая, России, Индии и Латинской Америки. Поэтому попытки Штатов сохранить своё эксклюзивное положение на вершине планетарной пирамиды, по словам президента РФ, «вступают в противоречие с многообразием мира и вызывают ответную реакцию».

Но как обычно человечество переходит из одного состояния в другое? «Смена мирового порядка, как правило, сопровождается если не глобальной войной, то цепочкой интенсивных конфликтов локального характера», – отвечает на этот вопрос Владимир Путин. Но, может, худшего удастся избежать? По сути, именно это и предлагает Россия устами своего президента. Да, переход планеты в «многополярное» состояние – процесс неизбежный, как земное притяжение, однако протекать он может либо через большую войну, либо путём договорённости между всеми игроками. И если провести аналогию, то послание России к лидерам Запада и Востока сводится к такой мысли: «Давайте «проскочим» мимо Второй мировой войны и сразу соберёмся в Ялте и Потсдаме, чтобы договориться о новых правилах игры».

В качестве альтернативы нарастающему хаосу Россия представляет на суд мировой общественности свой проект глобализации. Причём отечественный «художник» не собирается рисовать эту «картину» единолично, а предлагает поучаствовать в её создании всем «живописцам». Судя по «эскизу», этот проект предполагает следующие параметры. В политической сфере – многополярный мир, в котором действует принцип коллективного, а не единоличного лидерства. В области экономики – мирное сосуществование различных моделей развития и региональных валютных зон, связанных между собой нитями кооперационных связей. А в области культуры – философия цветущей сложности, когда каждая страна и народ имеют собственную систему ценностей и духовно-нравственные традиции. При этом всячески поощряется равноправный диалог между цивилизациями, а не монолог самой «развитой» и «прогрессивной» из них.

По сути, Россия предложила без войн и потрясений вернуться к «концерту мировых держав», когда каждый «музыкант» вносит свои неповторимые краски в общую звуковую палитру и на равных участвует в написании «глобальной симфонии». Это полностью исключает самоизоляцию и попытки отгородиться от Европы, чего так боятся российские либералы. И это совсем не предполагает веры в собственную исключительность РФ, как, возможно, хотелось бы ура-патриотам.

«Российский проект» доходчиво и образно описывает самая известная фраза, случайно оброненная Владимиром Путиным после оглашения «валдайской речи». «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку, – сказал лидер РФ. – Может быть, быку и не положено, но медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет! Он у нас считается хозяином тайги. Он не собирается переезжать в другой климат, ему там неуютно. Но и тайги своей он никому не отдаст».

 

Что это означает в переводе? С точки зрения РФ мир XXI века должен быть многообразным: в нём будут представлены разные климатические зоны, в которых найдёт своё место каждое живое существо, а не один лишь «царь зверей». Важно только, чтобы переход к такому миропорядку произошёл цивилизованно, а не путём войн и насилия. И в этом смысле речь Владимира Путина, произнесённая накануне судьбоносных мировых событий, можно считать «последним валдайским предупреждением» России.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.