Платные парковки. Учимся на московских ошибках
Как избежать проблем, доставляющих неудобства жителям столицы, в центре которой давно бесплатно не припарковаться
Сегодня в Москве даже противники платных парковок смирились с тем, что в центре столицы бесплатно не припаркуешься. Зато всегда есть место для стоянки. И пробок стало меньше.
К слову, недавно в Москве анонсировали «массовый автопробег» против платных парковок. И собралось на него… всего десять автомобилей из 5,5 миллиона, зарегистрированных в Москве.
То есть сегодня подавляющее большинство москвичей уже понимают: плата за парковку – это необходимость. Однако процесс расширения зоны платной парковки в столице не обходится без изъянов. Мы собрали те претензии, которые до сих пор возникают у жителей Первопрестольной к платным парковкам, – с тем, чтобы избежать столичных ошибок при грядущем внедрении московского опыта на территории Петербурга. А заодно обратились и к зарубежному опыту решения возникших в Москве проблем.
Проблема № 1. Кого считать резидентом?
Для резидентов (то есть местных жителей) в Москве и других городах с зонами платной парковки предусмотрены различные привилегии: льготы, скидки, а кое-где и вовсе бесплатная стоянка.
В Петербурге постановление правительства «О порядке внесения платы за пользование парковками на платной основе», как сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), планируют принять уже в этом месяце. В этом документе и будет описано, какие бонусы ждут наших резидентов. Однако глава КРТИ Сергей Харлашкин уже заявил, что парковка для резидентов в Петербурге, скорее всего, будет бесплатной в ночное время и выходные дни.
Проблема заключается в том, что не все фактические резиденты являются таковыми на бумаге. Согласно московским правилам это либо собственники жилья, либо наниматели. Но только те наниматели, у которых на руках есть договор аренды. И не просто договор аренды, а договор на срок более года. А ведь, как известно, многие хозяева квартир не соглашаются на длительные договоры, предпочитая раз в год продлевать договор, если у арендатора и нанимателя остаётся взаимное желание продолжать свои отношения. В итоге зачастую бывает, что человек живёт в квартире уже несколько лет, а вот длительного договора на годы вперёд у него нет. И – резидентом он не считается.
И это не говоря уже об автовладельцах, которые прописаны в одном месте, а живут в другом.
– По идее, резидентами должны считаться все, кто имеет прописку или право собственности, а также те, кто снимает квартиры вне зависимости от срока договора. Однако здесь существует риск, что жители центральных районов, у которых нет машины, начнут продавать право на парковку в центре, – считает Стив Каддинс, координатор движения «Красивый Петербург», участники которого одними из первых заговорили о необходимости зон платной парковки в Петербурге. – Хотя я не думаю, что такая практика станет повсеместной.
– Автомобилисту нужно дать возможность самому выбрать место, где он будет считаться резидентом, – возле работы, около дома, по месту прописки или где-то ещё, – считает член совета Всероссийского общества автомобилистов по Петербургу и Ленобласти Александр Холодов. – Назвать некий документ условно «Пропуск на парковку» и предложить автовладельцу самому заполнить графу «адрес парковки». Кстати, возможно, многим вообще не понадобится привилегия резидента – скажем, если кто-то привык ставить машину на ночь на охраняемую стоянку.
Проблема № 2. Зачем нужна круглосуточная плата?
Фото Ильи Щербакова / ИТАР–ТАСС
Многие петербуржцы, которые ездили в Финляндию или другие европейские страны на собственном авто, хорошо знают правило тамошних парковок: даже самые дорогие парковочные места по ночам становятся бесплатными. В Москве же ситуация иная: платить приходится круглосуточно. Из-за этого создаётся впечатление, что городские власти думают уже не о загруженности улиц, а о том, как заработать на безвыходном положении автомобилистов. Что в корне противоречит самой идее платной парковки, которая в первую очередь является мерой освобождения центра города от лишних авто, упорядочения парковки, а вовсе не средством наполнения бюджета.
– Как только у нас перестанут изображать, что платная парковка – это метод избавления от пробок, а не способ заработать деньги, тогда подобные вопросы отпадут сами собой, – считает Александр Холодов.
Стив Каддинс с ним, разумеется, не согласен. И отмечает, что стоимость парковочного места необходимо менять в зависимости от того, насколько эта парковка загружена в данный момент. По словам эксперта, в зарубежных городах, где существует гибкая система установления цен в режиме он-лайн, считается, что стоимость парковки должна быть такой, чтобы 10 процентов мест в этой парковочной зоне всегда оставались свободными. Иными словами, занята лишь половина парковочных мест – базовая цена тут же снижается, парковка забита – цена повышается.
Таким образом решается и проблема ночной парковки. Если на обочине в центре пусто, то и стоимость парковки будет чисто символической. А то и вовсе нулевой.
– Система, которая сейчас тестируется в Петербурге, позволяет гибко регулировать тариф. Если платные парковки ночью будут не заполнены, то цена за машино-место может снижаться вплоть до нуля. Но совсем отменять плату за ночную парковку было бы неправильно. Ведь ночью машины могут скапливаться у клубов, баров, – рассказал Стив Каддинс. – Что интересно, московская система тоже позволяет регулировать ценник, но там решили не использовать плавающие тарифы – видимо, чтобы люди не пугались постоянно прыгающих цен.
Проблема № 3. Возможны технические сбои
Фото Александра Бундина / ИТАР–ТАСС
Возвращаясь к зарубежному опыту, отметим, что в европейских городах в платных зонах чаще всего стоят паркоматы – специальные приборы, через которые осуществляется оплата. Установлены они и в Москве. Здесь можно расплатиться банковской или специальной парковочной картой. Но только в столице паркоматов, по оценкам местных автомобилистов, ничтожно мало. И поэтому большая часть операций совершается через SMS или мобильный интернет.
Так или иначе, вся система оплаты парковки связана с электроникой, которая, как известно, может давать сбои. Особенно если дело касается такой масштабной системы.
Представьте себе ситуацию: вы приезжаете на парковку, занимаете последнее место, расплачиваетесь – и по делам. А через 15–20 минут вам приходит сообщение, что оплата не прошла – сбой в системе. И вы, получается, нарушили правила, а стало быть, обязаны заплатить штраф.
– Если человек добросовестно пытался оплатить парковочное место, то в случае чего ему несложно будет обосновать, что он прав. Останется та же SMS в телефоне, – говорит Александр Холодов. – Другой вопрос, что ему придётся что-то доказывать, приводить аргументы в свою защиту, а это, конечно, дополнительные проблемы.
Кстати, в отличие от московской системы петербургские паркоматы будут принимать и наличные, но это не снимает проблему целиком: прибор может «зажевать» купюру или просто отказаться принимать деньги.
В КРТИ такого рода проблемы не исключают, но всё же уверены в системе.
– Оплатить парковку автомобиля можно будет разными способами, и даже если по какой-то технической причине произойдёт сбой в работе паркомата, то осуществить оплату можно будет любым другим способом, – сообщили в КРТИ.
Проблема № 4. Машины переместились во дворы
Фото Алексея Филиппова / ИТАР–ТАСС
Когда парковка на большинстве центральных улиц Москвы стала платной, от нашествия незваных автогостей стали страдать жители столичных дворов. Во многих дворах появились шлагбаумы. В некоторых даже организовали платные парковки. Законно это происходит или нет – оставим за скобками, но очевидно, что в Петербурге машины с улиц могут точно так же переместиться во дворы. А в наших дворах и без того всё забито машинами.
– Сегодня автомобилей во дворах и так много, – констатирует Стив Каддинс. – Поэтому в идеале парковка во дворах в центре города должна быть запрещена. В спальных же районах необходимо вводить серьёзные ограничения на парковку. Однако понятно, что машины не могут просто так взять и испариться, и поэтому на границах жилых кварталов нужно строить многоуровневые паркинги. Но это уже, как вы понимаете, серьёзная задача.
К слову, как убеждён Стив Каддинс, проблема заключается в том, что многие автовладельцы считают: раз уж я купил машину, то имею право парковать её напротив собственной парадной. Тогда как в европейских странах не считается зазорным прогуляться от стоянки до дома минут пять-десять.
– Люди, – говорит координатор «Красивого Петербурга», – должны понимать, что, живя в городе и имея личное авто, они должны тратиться не только на транспортный налог, бензин, ремонт и прочее, но ещё и на хранение своей машины. Иначе всё будет забито автомобилями. Что, собственно, сейчас в наших дворах и происходит.
тем временем…
Пока проект идёт тугоПока в Петербурге работает лишь одна, причём весьма небольшая (114 машино-мест), зона платной парковки – на Караванной улице и части Итальянской улицы. И та – только в тестовом, а скорее демонстрационном режиме. Ведь оплачивать стоянку пока не нужно – она оборудована для того, чтобы горожане могли ознакомиться с новым оборудованием – пятью паркоматами.
Планируется, что настоящие зоны платной парковки в центре Петербурга появятся в первом квартале 2015 года. В зону должно войти 26 городских улиц в центральной части северной столицы, ограниченных Кирочной улицей, Лиговским, Невским и Литейным проспектами. Здесь горожанам будет доступно порядка 4000 машино-мест.
КРТИ уже разместил на сайте госзакупок контракт на закупку 100 паркоматов на 50 миллионов рублей.
А вот точных сроков расширения зоны платной парковки до более-менее значительных территорий пока нет. А стало быть, сейчас нельзя сказать и о том, когда мы увидим реальный эффект (в том числе уменьшение числа машин в центре города) от платной парковки. Ведь этот проект имеет смысл только тогда, когда зоной платной парковки станет большая часть исторического центра.