Учебная тревога
Из-за новых правил в Петербурге оказалась парализована подготовка водителей в автошколах, не получивших лицензию на свою деятельность
Из-за новых правил в Петербурге оказалась парализована подготовка водителей в автошколах, не получивших лицензию на свою деятельность
5 ноября вступило в силу постановление правительства Российской Федерации «О допуске к управлению транспортными средствами». Вкупе с остальными документами в этой сфере, принятыми за последний год, оно серьёзно осложняет жизнь как самим автошколам, так и потенциальным водителям. Так, по разным данным, сегодня в Петербурге лицензию на обучение имеют не более пяти автошкол.
Статистика утверждает, что ежегодно на российских дорогах погибает около 30 тысяч человек. Это население небольшого провинциального городка. И даже если допустить, что часть аварий происходит по независящим от водителя причинам (какую-то долю в числе погибших составляют пассивные участники дорожного движения, то есть пассажиры), всё равно большая часть трагедий приходится либо на неумение водителя справиться с возникшей ситуацией, либо на его безалаберность, традиционную надежду на авось. Возьму на себя смелость заявить, что и в том и в другом случае на 90 процентов виноваты автошколы. Которые либо не научили грамотно и безопасно управлять, либо не привили уважительного отношения к правилам дорожного движения, в которые немалая часть пунктов вписана кровью.
Двадцать с лишним лет назад, когда я получал свои первые права, коммерческих автошкол в Ленинграде было наперечёт. Большинство преподавателей как теории, так и вождения были профессионалами, прекрасно знали друг друга и принимавших экзамены сотрудников ГАИ. Поэтому любой прокол сразу оказывался на виду. И гаишники не церемонились: несколько кооперативных школ было закрыто за «плохой показатель сдачи экзаменов с первого захода» (да-да, тогда был такой критерий оценки!). Инструкторам за каждого сдавшего школа выплачивала премиальные. В результате из всей нашей группы в два десятка человек только двое не сдали вождение с первого захода. Теорию прошли все.
С тех пор многое изменилось. Вырос спрос. Качественное предложение за ним не успевало. На рынке в огромном количестве появились фирмы, главной задачей которых стала не подготовка водителей, а натаскивание на сдачу экзамена. Кое-кто и вовсе упрощал процедуру, обеспечивая за соответствующее вознаграждение полный комплекс услуг вплоть до получения заветной бумажки без затрат времени на процесс обучения. В порядке вещей в определённых кругах стало вручение человеку к 18-летию водительского удостоверения. В итоге образовалась устоявшаяся «пищевая цепочка»: ученик – инструктор – инспектор. Первый в ней являлся кормовой базой для двух остальных. При этом за выпущенных на проезжую часть потенциальных убийц и самоубийц никто ответственности не нёс. Мой знакомый мастер спорта международного класса по авторалли, член сборной Союза по этому виду спорта Андрей Герасенков как-то признался:
– Даже я со своим уровнем подготовки, выезжая утром из дома, не могу с уверенностью сказать, что не попаду в какую-нибудь передрягу.
Бесконечно мириться с этим было невозможно.
Сначала внесли изменения в ПДД, которые, кроме всего остального, вводили новые категории транспортных средств. Отныне под раздачу попадали водители мопедов, скутеров и лёгких мотоциклов. Более чёткая классификация появилась в остальных категориях. Но до поры до времени сотрудники ГИБДД особо не усердствовали в поимке, например, водителей скутеров. Поскольку даже при желании пройти обучение и получить права человек не мог.
Отчасти проблему устранил августовский приказ Минобрнауки, утвердивший типовые программы по всем категориям. Кроме того, ко всем школам предъявляются определённые требования по наличию материальной базы. В частности, у них должны быть автополигоны площадью не менее 0,24 гектара. Исходя из объёма этой самой материальной базы, по определённым формулам будет рассчитываться максимальное количество подготовленных ежемесячно водителей. Ясно, что на 10 машинах не накатаешь 1000 человек. Эти три требования, как предполагают авторы нововведений, должны убрать с рынка фирмы, которые наживались на фиктивной подготовке водителей.
Ну и наконец, пресловутое постановление, утвердившее правила проведения экзаменов. Круг замкнулся. Казалось бы, всё логично. Но петербургские автошколы оказались к этому не готовы. Отговорка одна – не успели утвердить программы, переоформить лицензии. ГИБДД работает слишком медленно. Валить вину на других – это у нас в крови. Но, по сути, многие руководители автошкол вели себя как та беременная институтка, которая всё ждала: а вдруг рассосётся? Интересный факт: проект вступившего в силу постановления правительства первый раз был опубликован в августе 2013 года. То есть больше года назад. Времени было предостаточно. В результате все хлынули лицензироваться в последний момент. А ГИБДД, судя по всему, переварить такую массу оказалась неспособна. «НВ» направило официальный запрос в Госавтоинспекцию, ждём ответ.
авторитетно
«На качество подготовки водителей новый закон не повлияет»
Андрей Герасенков, руководитель Санкт-Петербургского филиала Центра высшего водительского мастерства:
– Ничего нового в требованиях, которые приняли в августе этого года, для автошкол нет. Их предъявили ещё 5–6 лет назад, просто сейчас работу автошкол стали причёсывать. Я отношусь к этому спокойно – как к переделу рынка.
Сегодня далеко не все автошколы быстро проходят переаттестацию скорее потому, что в ГИБДД пока не знают, как работать с новым законом, они сами ещё не решили, кого стоит «задвинуть», а кого «пробить». Если абсолютно все учебные заведения заставить неукоснительно выполнять новые требования, то может остановиться рынок, если же заниматься попустительством, то сотрудников ГИБДД тоже никто по голове не погладит. Указ-то подписали, но как он должен исполняться, что должно работать, как всегда, никто не знает.
Всё же я уверен, что на качество подготовки водителей новый закон никак не повлияет, а весь рынок не остановится.
«Надо создавать центры подготовки преподавателей»
Владимир Якименко, генеральный директор автошколы «Нево-Класс»:
– Лицензию пока что действительно получили единицы. Это связано как с нехваткой ресурсов у ГИБДД, так и с откровенно халатным отношением некоторых автошкол. Хотя разговоры о нововведениях велись давно. Всё равно надеялись: мол, поговорят-поговорят, а проверять не станут. Мы прошли лицензирование 30 октября – была выездная комиссия ГИБДД, инспектировали очень строго. Но и сами новые требования серьёзные. Например, площадка автошколы должна быть площадью не менее 0,24 гектара, а в условиях Петербурга это очень сложная задача. Ввели новый обязательный курс – психологию, которая раньше была совмещена с основами безопасности. Сейчас это самостоятельная дисциплина, значит, нужен специалист. Увеличился и объём подготовки. 136 часов теории, 56 часов вождения – представляете? Раньше было 50. А шесть часов – это много. Период обучения тоже увеличится до четырёх месяцев. Вырастет, соответственно, и цена. Иначе затраты на обучение просто не покроются.
Мы предполагаем, что многие школы будут лукавить, нарушать объёмы программы – выдавать половину того, что положено. Проверять при этом их вряд ли станут – это не предусмотрено. Между тем Смольный, полиция, органы образования должны продумать такую административную схему, чтобы всем было ясно: шутки кончились, давайте работать честно.
Среди новых нормативов есть, конечно, много, на наш взгляд, лишнего. Но то, что вырос срок обучения практическому вождению, – бесспорный плюс. Хотя всё равно, как обычно, законодатели начали не с того. Надо создавать центры подготовки преподавателей, потому что желающих учиться масса, а вот специалистов катастрофически не хватает. Сегодня система их подготовки фактически отсутствует: всех загоняют в дорожный институт и учат там влиянию тропиков на здоровье клопиков. Получается, как у Аркадия Райкина: кто костюм шил?