Человек, который возродил себя сам
Пройдя испытание на прочность, он помогает теперь сотням нуждающихся
Романа Аранина до сих пор назвают «человек-самолёт»
Роман Аранин – личность в Калининграде известная и уважаемая. Он бывший военный лётчик, как и его отец. Но в 90-е годы небо для Романа и многих других лётчиков стало постепенно закрываться, и пришлось уволиться в запас. Обзавёлся своим бизнесом, стал продавать обои, сантехнику. А несколько последних лет занимается производством, импортом и продажей электрических колясок и другой техники для инвалидов. Это современнейшие устройства, облегчающие жизнь парализованных людей. Об их проблемах Роман знает не со стороны – он сам парализован, прикован к коляске…
…Это случилось в 2004 году – Аранин разбился на параплане. Он безумно любил летать на нём, освоил параплан в совершенстве, но никто не застрахован от роковой случайности. Был сломан позвоночник, да так, что по всем медицинским законам Роман не должен был выжить. Поэтому врачи пять дней не делали ему операцию, готовя жену к необратимому.
Но она не хотела сдаваться. Из Новокузнецка был приглашён классный хирург, который рискнул, прооперировал Романа блестяще, но, поскольку время было упущено, шансов на полное восстановление у пациента не осталось. Сорок дней в реанимации и ещё пять месяцев массажа, прежде чем ему удалось сделать первое движение рукой. И ещё долгие мучительные упражнения. Только через год после роковой травмы Аранин почувствовал себя человеком.
А совсем уверенно стал себя чувствовать после того, как вместе с другом инженером Борисом Ефимовым сконструировал специальную коляску-вездеход. Если с обычной коляски он падал лицом в асфальт, то в его конструкции есть гироскоп – автоматический перевод центра тяжести в зависимости от уклона дороги, так что человек, сидящий в такой коляске, никогда не потеряет равновесия. Потом смастерили коляску со встроенным ступенькоходом. В итоге была создана фирма, появились клиенты, налажен импорт техники и производство моделей собственной разработки за границей.
Коляски, предлагаемые фирмой, стоят дорого, некоторые – сотни тысяч рублей. Но только половина клиентов приобретает их за собственные деньги, остальные находят спонсоров, покупателями являются и социальные службы. Инвалиды имеют право на субсидии и компенсации на приобретение технически совершенных агрегатов, правда, доказать, что они им необходимы, иногда очень трудно. Но уверения социальных чиновников в том, что такая-то коляска инвалиду с неработающими пальцами рук не подходит, несостоятельны, считает Аранин. Коляску можно «настроить» так, что управляться она будет с помощью дыхания – через трубочку во рту – или движением подбородка.
Кстати, пальцы не двигаются и у самого Романа Аранина, что не мешает ему работать на компьютере. Как? С помощью голоса.
В его фирме есть сотрудники с инвалидностью разных степеней. Ведь если, допустим, рекламой изделий занимается травмированный человек, то он проконсультирует покупателей гораздо лучше, чем любой здоровый.
А рекламировать есть что – ассортимент изделий фирмы велик и постоянно расширяется. Есть лестничный тренажёр для людей, нуждающихся в восстановлении после операций на коленном или тазобедренном суставе, ампутации нижней конечности или черепно-мозговой травмы. Есть лестница-трансформер, сочетающая в себе вертикальный подъёмник для инвалидной коляски и классическую элегантную лестницу. Есть плавающая коляска со специальными поплавками, которые обеспечивают постоянное пребывание на поверхности воды и предотвращают переворачивание коляски. Есть электроколяска со встроенным гусеничным ходом и мультифункциональное кресло-коляска, оснащённое специальной спинкой автоматической формы, с уникальным материалом обивки сиденья, который обеспечивает циркуляцию воздуха и в точности повторяет контуры тела, – в таком кресле можно менять угол наклона спинки или поднимать подножки при помощи газлифта, без всяких усилий со стороны инвалида.
Фирма Аранина обустроила для людей с ограниченными возможностями несколько пляжей, поставив там специально оборудованные раздевалки и шезлонги. Технические устройства от компании используются в аэропортах Екатеринбурга, Челябинска, Южно-Сахалинска, Владивостока, Оренбурга и других городов. В нескольких регионах фирма открыла мастерские по ремонту инвалидных колясок.
Роман Аранин возглавляет в Калининграде региональную общественную организацию инвалидов «Ковчег». И везде и всюду говорит о том, что государство обязано быть к этим людям милосерднее:
– Не должен человек бегать по инстанциям и собирать справки для пенсии или получения необходимого оборудования, если он ходить не может. И надо привлекать людей с ограниченными возможностями к участию в работе медико-социальной экспертизы, которая определяет, в чём именно нуждается инвалид. Уж кто-кто, а они на собственном опыте прекрасно в этом разбираются.
Сам Аранин вовсе не домосед. Он и по стране разъезжает, и за границей часто бывает, изучая там новейшие разработки по своей части. Он удивительный подвижник и пример всем, кому из-за банального прыща свет уже не мил.
Коляски, которые конструирует и продаёт Аранин, дают инвалидам совершенно другое качество жизни
«Почему мы ведём себя так, как будто не собираемся здесь жить?»
Из записей на личном сайте Романа Аранина
«Боюсь обидеть каждого третьего из числа товарищей и просто знакомых. Но… Ощущение, долго витавшее рядом, вдруг сформировалось в Понимание и очень захотелось зафиксировать его, записав.
Представим человека, который живёт с вами по соседству, в типовой трёхкомнатной квартире, и каждый раз, встречаясь с вами, он начинает хаять по полной эту квартиру, её жителей. Жалуется на то, что там грязно, линолеум задрался, стены засалены и обшарпаны, мусор никто не выносит, домочадцы грубые и неулыбчивые, ничто и никогда в этой квартире не изменится и поэтому надо из дома валить. При этом звучит это всегда так, как будто он там не живёт, а наблюдает за всем из Швейцарии, посредством установленных в квартире камер. Согласитесь, уже звучит довольно глупо…
А теперь задумайтесь, чем это брюзжание/нытьё отличается от нашего вечного и почти всеобщего «пора валить» из этой страны (далее у всех по-разному: в Испанию, в Германию, в Штаты, в Таиланд). Причём эту нудную песню поют все – и наши миллионеры, и грузчики в магазине, и профессор, и парикмахер, и те, кто Там бывает каждый месяц и был уже везде, и те, кто даже из собственной области никуда не выезжал. Почему у нас нет понимания, что эта квартира – мой дом?! Этот город – мой дом! Эта страна – мой дом! Почему мы ведём себя так, как будто мы не собираемся здесь жить? Почему не поймём, что если каждый начнёт с себя, со своей квартиры – встанет пораньше и наведёт порядок сначала дома, а потом у себя в голове, – то вся наша страна вскоре изменится! И никто, кроме нас, этого не сделает. Причём, как правило, люди знают: для того чтобы «свалить», кишка тонка, что никуда не уедут».