О большой полицейской семье
В преддверии Дня сотрудника органов внутренних дел «НВ» рассказывает об одной из самых известных полицейских династий Петербурга
Полицейская династия Кмин
Что кроется за словами «полицейская династия»? Для большинства это сплочённая семья со строгими порядками во главе с сильным волевым отцом, множеством детей и внуков, которые либо уже служат в органах внутренних дел, либо только ещё грезят об этом. Для близких друзей и самих членов семьи это в первую очередь тёплый очаг и особая атмосфера, которые располагают к тому, чтобы каждый воспитанный в ней стремился с гордостью носить форму защитника правопорядка и охранять покой своих близких. Оказывается, в Петербурге существует семья, где всё это собрано воедино. Это семья Кмин. О её устоях и традициях, главе и домочадцах, об отношении к службе в полиции и отдыху как раз и будет идти речь.
В далёком 1977 году будущий отец большого семейства Анатолий Никифорович Кмин, уроженец небольшого украинского села, демобилизовавшись после армии, приехал погостить в Ленинград к своему родному брату. Тот служил в милиции. Ну а поскольку Анатолию ещё с детства нравились выправка людей в форме и уважение к ним со стороны граждан, то на предложение брата о совместной милицейской службе согласился и уже через некоторое время стал носить погоны старшины.
Сегодня Анатолий Никифорович – полковник полиции, начальник конвойной службы главка. Но в начале пути молодому тогда милиционеру пришлось испытать многое. Служа в различных подразделениях Оперативного полка милиции ГУВД (нынешний ОМОН), не раз доводилось побывать под градом камней во время очередной провокации футбольных болельщиков, и спасать людей на пожаре, и с риском для жизни задерживать особо опасных преступников.
Один из самых памятных случаев произошёл в середине 80-х. Тогда по городу прокатилась серия зверских убийств водителей такси. Неизвестные подсаживались в машину на заднее сиденье, через некоторое время после начала поездки набрасывали на горло шофёра удавку, душили его, а потом скрывались. В Ленинграде был введён план «Перехват». На поимку душегубов только от Оперативного полка было выделено более 400 бойцов. В их рядах был и Кмин. На улицах Ленинграда досконально проверялись все граждане, которые по приметам хотя бы отдалённо походили на разыскиваемых убийц.
На участке, где как раз дежурил Анатолий, для проверки были остановлены старенькие «Жигули». В машине сидели двое. Внешне они попадали под ориентировку. К тому же поведение их показалось милиционерам подозрительным. Обоих задержали для выяснения личности и доставили в ближайшее отделение милиции. В ходе проверки оказалось, что это и есть те самые матёрые убийцы, которые более 10 дней не давали спокойно жить горожанам.
Из-за специфики работы Анатолию Никифоровичу порой приходилось не спать сутками. Оперативный полк перебрасывали из одной точки в другую. То по каким-то причинам вспыхивал конфликт между жителями в Киришах, и ребятам из полка приходилось ехать туда в качестве миротворцев, вскоре что-то подобное случалось в Выборге или Бокситогорске, и грузовая машина со спецотрядом мчалась туда. При этом никто не освобождал от обязанности обеспечивать порядок во время демонстраций и митингов на Дворцовой площади или Марсовом поле. А потом ещё приходилось работать в досмотровой зоне на спортивном мероприятии.
В 1980 году Анатолий Кмин женился. Долгое время молодая семья, где подрастали пять малышей, была вынуждена ютиться в 15-метровой комнатушке коммунальной квартиры на улице Рузовского. Жене Анатолия, Вере Кузьминичне, пришлось уволиться со своей основной работы и устроиться дворником. Только так она могла и за многочисленным семейством уследить, и заработать хоть что-то.
Прошли годы, семья Кмин получила отдельную квартиру. Анатолий Никифорович уже дослужился до звания майора и работал в должности командира роты отдельного батальона патрульно-постовой службы ГУВД, а выросшим детям пришло время определяться с будущей профессией.
Долгих раздумий на этот счёт у подростков не было. Старший сын Андрей уверено заявил, что хочет так же, как и папа, надеть милицейский мундир и служить на благо Родины. Чуть позже пошли в милицию и ещё двое сыновей – Алексей и Сергей. Эту же стезю выбрала и дочь Галина. Лишь сын Антон захотел посвятить себя иной профессии, не связанной со службой в органах внутренних дел.
– Не могу точно сказать, почему так случилось, – рассказывает Анатолий Кмин. – Своих детей я никогда не заставлял идти именно по моей тропе. Хотя и воспитывал их в духе патриотизма и любви к своему народу, к своей стране. Просто наступил такой период, когда и сыновья, и дочь уже осознанно сказали, что хотят продолжить мой путь.
Видимо, образец поведения, которым с детства являлся Анатолий Никифорович для своих детей, и стал решающим фактором при выборе ими профессии. Они привыкли видеть отца в форме. В гости к Кминам часто приходили сослуживцы Анатолия Никифоровича, которые благодаря специфике своей работы одинаково хорошо разбирались как в законодательстве, так и в людях. Слова о чести и взаимовыручке в этом доме не были пустым звуком. Примечательно, что в похожей обстановке росли и племянницы Кмина. Обе дочери родного брата Анатолия тоже пошли на службу в органы внутренних дел.
Анатолий и Вера Кмин с внуками. Возможно, также будущими полицейскими
Сегодня полковник полиции Анатолий Никифорович Кмин, как уже было сказано, занимает очень высокий и ответственный пост. Он начальник отдела организации деятельности спецучреждений полиции и конвоирования ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В его полномочия входит организация работы и контроль за всей полицейской конвойной службой. Кроме того что сотрудники данного подразделения должны суметь правильно доставить преступника, например, в здание суда или следственного изолятора так, чтобы и подозреваемый не сбежал, и окружающие были спокойны, конвоирам необходимо обеспечить все права самих задержанных и подследственных. А если учесть, что в городе 36 территориальных подразделений со своими изоляторами, где эти правила должны быть соблюдены, спецтранспортом и всем остальным хозяйством, получается, что в подчинении у полковника Кмина более тысячи человек. Можно себе представить, насколько эта служба тяжела.
Только Анатолий Никифорович не унывает. Прослужив в милицейских, а теперь и в полицейских рядах более 37 лет, посвятив свою жизнь служению государству, родоначальник династии растит уже трёх внучек и двух внуков, которые пусть ещё и по-детски, но уже признаются, что хотят тоже стать такими же, как и их дедушка, хотят служить.
– Самое главное для меня, – признаётся Анатолий Никифорович, – это, конечно, семья. Мои дети и внуки, жена. Ведь вряд ли без них я бы смог стать таким, как сейчас. Это мой надёжный тыл, моё будущее и настоящее. Но и без полиции никуда. А молодым ребятам, идущим служить в органы, хочется сказать, что надо постараться суметь одновременно быть и профессионалом в своём деле, и хорошим семьянином. Что называется, надеть форму и носить её с честью и до конца.
К слову, чтобы сплотить огромный коллектив, руководителем которого он является, Анатолий Кмин организовал волейбольную команду, успешно выступающую и занимающую призовые места в ведомственных первенствах.