«Желаю подольше сохранять счастье свободы»
Церемония награждения Высшей театральной премией Петербурга «Золотой софит» прошла в Театре юного зрителя им. А.А. Брянцева
Церемония награждения Высшей театральной премией Петербурга «Золотой софит» прошла в Театре юного зрителя им. А.А. Брянцева
Обстановку дружеского капустника, автором которого выступил Вадим Жук, поддержали официальные лица, вышедшие на сцену с поздравительными речами. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко уступил право первого слова председателю Законодательного собрания Вячеславу Макарову. Тот сказал знаменательные слова: «Театр должен быть обласкан властью». Но, увидев восторг зала, поспешил уточнить, что речь скорее не о материальной поддержке, а о духовной.
Губернатор выразил более чёткую позицию: театр, безусловно, нуждается в поддержке не только административной, но и финансовой. И даже при том, что Петербург – «город классической культуры, нужно поощрять и экспериментальное, новаторское искусство».
Эту мысль развил художественный руководитель Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова Андрей Могучий, когда вручал премии победителям в номинации «Негосударственные театры»:
– В 1980–1990-е негосударственные театры могли рассчитывать на какое-то финансирование лишь в содружестве с государственными. Сейчас маленьким театрам жить стало намного проще: они получают поддержку в разных формах. Я бы пожелал им не торопиться становиться государственными и подольше сохранять счастье свободы.Триумфатором нынешнего года стал Лев Додин с «Вишнёвым садом», признанным лучшим драматическим спектаклем на Большой сцене (Малый драматический театр – Театр Европы), а сам Лев Абрамович назван лучшим режиссёром.
Нынешний «Золотой софит» оказался внимателен к режиссёрским и актёрским поискам самых разных коллективов. Приятно, что был отмечен актёрский ансамбль негосударственного «Театро Ди Капуа», занятый в спектакле «Жизнь за царя». Специальный приз экспертного совета «За верность замыслу» получил режиссёр театра Lusores Александр Савчук за постановку спектакля «Гильгамеш 1,23,4,56,7». Стал обладателем двух статуэток «Софита» самый маленький из кукольных театров Петербурга – «Кукольный формат» – за спектакль «Аленький цветочек» в постановке Анны Викторовой.
…На сцене ТЮЗа появлялись пилигримы, в повозке вёз старых кукол пони, выплывали девушки в золотых париках эпохи Моцарта, выбегали карикатурного вида крылатые эльфы, а актёры Николай Мартон, Сергей Паршин, Сергей Лосев разыгрывали сценки из театральной и околотеатральной жизни. Чуть нафталинно, но мило, с ностальгией по классическим канонам и сочувствием к с треском прорывающемуся новому.
А то, что новое приходит с большим напряжением, доказало довольно едкое замечание Алисы Фрейндлих, которой вручали приз за лучшую женскую роль в спектакле Андрея Могучего «Алиса»:
– В течение пяти лет коллектив нашего театра скитался, репетировал и играл в разных подвалах, помещениях, ДК, до того как снова въехал в отремонтированное здание на Фонтанке. За это время мы все очень сдружились и в то же время затаились в надежде и ожидании. Нас, старых актёров, немного пугает, с какой страшной скоростью театр мчится в туманности, не имея представления о пункте назначения.
Андрей Могучий, в свою очередь получая приз за «Алису» как за лучший спектакль на Малой сцене, поспешил развеять сомнения Алисы Бруновны насчёт туманных перспектив БДТ.
Завершая вечер, председатель оргкомитета Николай Буров выразил пожелание, чтобы следующую церемонию «Золотого софита» провели на сцене БДТ, сделав упор на фамилию любимого петербуржцами режиссёра.