«Научитесь тратить время на ерунду»
Яна Франк, автор книги «Муза и чудовище», рассказала корреспонденту «НВ», как справиться с цейтнотами, авралами и дедлайнами на работе и дома
Яна Франк, автор книги «Муза и чудовище», рассказала корреспонденту «НВ», как справиться с цейтнотами, авралами и дедлайнами на работе и дома
Для большинства людей само понятие «тайм-менеджмент» как хвост, который тянется за офисным работником. Он уместен лишь в стенах душного кабинета, где безликие работники с остывшим кофе в руках пытаются выиграть забег у времени, выбирая, какой метод лучше – «помидора» или «швейцарского сыра», и рассчитывая коэффициент потерь. Однако на деле даже людям, далёким от корпоративных будней, нужна помощь в организации своего рабочего дня.
Яна Франк, художник и веб-дизайнер, – человек творческий, а значит, представитель той кипуче-разгильдяйской касты людей, которые меньше всего поддаются планированию. Да и сама она считает себя лучшим примером для человека, который только вознамерился упорядочить собственную жизнь.
– Я с детства привыкла всё делать стихийно, – говорит Яна. – И в какой-то момент перестала справляться – и дома, и на работе. Выросла целая гора дел, к которой я не знала, как подойти. По отдельности ничего вроде бы в этих делах нет – письмо отправить, посуду помыть. Но вместе они сворачивались в ком, который мне было не под силу распутать. Это неописуемый стресс – когда тебе кажется, что никогда не станет легче. Тогда я начала читать книги по тайм-менеджменту, коих на эту тему написано много. Чего-то мне в них не хватало, и я стала додумывать сама – так и родилась моя система планирования.
Её-то Яна и описала в книге «Муза и чудовище», которая оказалась настолько востребованной, что выдержала уже четыре переиздания. Сегодня Франк с удовольствием даёт советы новичкам не только на страницах книги, но и в своём авторском блоге.
Главная ошибка, как отмечает Яна, это переоценка собственных сил.
– Никто не может успеть всё. Это – миф, – говорит Яна. – Просто некоторые успевают заметно больше других, потому что ими движет мотивация. Ведь очень часто люди делают как раз то, что им лично не особенно важно, но нужно с точки зрения окружающих. Оттого и мотивации нет. Человек начинает отлынивать, тормозить и отвлекаться на более интересные занятия. В итоге получается ни себе ни людям. Поэтому нужно честно признаться, какие дела совсем «не лезут», и постараться их кому-то делегировать. А ещё надо перестать верить, что время резиновое и в него можно запихнуть всё. Это всего лишь ресурс. Притом ограниченный. И если начать реалистично на него смотреть, про многие вещи станет ясно, что они попросту не помещаются и поместиться не могут. Об этом грустить так же бессмысленно, как сердиться на неподходящую погоду. А дальше нужно из всех своих дел выбрать то, что нравится или имеет высокий приоритет, и делать это регулярно. Посильными кусками.
При этом Яна считает, что нет ничего принципиально нового в попытке упорядочить свой день. Ещё Леонардо да Винчи работал по апробированной им же схеме: пятнадцать минут сна, четыре часа работы.
– Тайм-менеджмент был всегда! – утверждает Франк, – Помните, у Стендаля или Дюма? У королевы бал через неделю. Начинаются подсчёты: если посадить столько-то портних, которые будут делать по столько-то стежков каждая, то они управятся как раз за день до бала, аккурат к обеду. Откуда эти формулы? Или экзамен в ремесленной мастерской, который, например, в Германии до сих пор сдаётся по старой схеме. Практически для всех операций значится своё оптимальное время. На юбку отводят сорок минут, на пальто – два часа, а на уборку ателье после шитья – десять минут.
Есть в тайм-менеджменте и свои злодеи, которых надо непременно победить. Скрываются они чаще всего за ничем не примечательными, минутными делами, которые на поверку оказываются «хронофагами», говоря проще, «убийцами времени». Яна делит их на две одинаково опасные группы. Первая – дела-айсберги, когда за сиюминутным порывом разобрать полку в шкафу скрывается, словно глыба льда под стальной гладью океана, генеральная уборка всей комнаты. Вторая – дела-болота. К ним относятся, например, проверка почты или посещение социальных сетей, когда за одной отправленной другом для потехи ссылкой скрывается разветвлённая, как корни дуба, система ловушек. В итоге человек, решивший провести у компьютера свободных десять минут, встаёт через два часа уставший и потративший кучу полезного времени. Ещё один хронофаг, по мнению Франк, усталость.
– После всего сделанного нужно научиться без капли сожаления потратить время на ерунду. Вот это – очень важное упражнение. Когда кругом аврал-аврал и ужас-ужас, взять и лечь на пару часов на травку. И не думать о том, сколько за этот час можно было успеть написать писем или раскрасить квадратных сантиметров. А просто отпустить, отдыхать и жить.
Александра Заспа
между тем…
Работа не волк?Пока одним не хватает времени, чтобы переделать все запланированные дела, другие ежедневно убивают массу времени. Да ещё и зарплату за это получают. Как показал опрос рекрутингового агентства Head Hunter, больше половины сотрудников петербургских компаний уверены, что среди их коллег есть бездельники, которые ничего на работе не делают.
Больше всего бездельников оказалось в банковской сфере, правда, есть вероятность, что просто в банках трудятся очень наблюдательные и подозрительные люди, которые успевают не только свою работу выполнить, но и следят за тем, что делает коллега. Увы, наблюдения дают неутешительный результат: 72 процента опрошенных сотрудников банка уверены, что среди их сослуживцев есть лодыри. Невысокого мнения о работоспособности своих коллег и сотрудники сферы массмедиа (67 процентов уверены, что окружающие бездельничают на работе), а также те, кто занимается маркетингом и рекламой (65 процентов заметили в своём коллективе лодырей).
Любопытно, что всех подозреваемых в протирании штанов и юбок на работе выдал… персональный компьютер. Именно он чаще всего становится железобетонным доказательством того, что человек вместо служебных обязанностей в рабочее время озабочен личными делами. Так, на вопрос о том, как определить, что коллега – бездельник, участники опроса чаще всего отвечали так: постоянно играет в игры на компьютере, посещает в интернете сайты, не относящиеся к работе, целыми днями сидит в интернет-магазинах. Не меньшее подозрение вызывают долгие разговоры по телефону и с коллегами в коридоре, а также частые отлучки на перекур.
А вот среди научных работников и преподавателей бездельников меньше всего – лишь 37 процентов опрошенных уверенно заявили, что среди их коллег есть любители бить баклуши. А большинство вообще затруднилось с ответом: то ли они так погружены в свои занятия, что ничего вокруг не замечают, то ли просто не могут понять суть работы коллеги.
При этом больше половины опрошенных уверены, что халатное отношение к своим обязанностям кого-либо из сотрудников сильно демотивирует остальных: мол, если он не работает, почему должен работать я. В результате падает эффективность работы всего коллектива. Но вот что странно: раздражаясь присутствием лодырей в коллективе, мало кто решается сообщить о них начальству. Лишь каждый десятый петербуржец обращался к руководству с подобной информацией, и только у четверти опрошенных была такая идея, впрочем так и оставшаяся нереализованной. Оно и понятно – ябедничать на товарища нас отучают ещё в детском саду, а опыт показывает, что ябед не любит ни коллектив, ни руководство.
Кира Донская