Не в дружбу, а в службу
В новом правительстве Петербурга много бывших силовиков, но эту кадровую политику губернатора депутаты поддержали
В новом правительстве Петербурга много бывших силовиков, но эту кадровую политику губернатора депутаты поддержали
Судя по тому, что в новом правительстве Петербурга только два действительно новых вице-губернатора, а шесть переназначены из прежней команды, смены курса и каких-то реформ городу ждать не приходится. К лучшему это или к худшему – вопрос философский. «Великие потрясения», о которых говорил Пётр Столыпин, городу трёх революций вряд ли нужны, но и отсутствие какой-то динамики, особенно в промышленности, может вернуть Петербург к статусу «великого города с областной судьбой». Пока это преувеличение, но не случайно в различных федеральных рейтингах Петербург обгоняют не только нефтяные регионы и Первопрестольная, но и отнюдь не нефтяные и не столичные Костромская и Белгородская области. В утешение можно сказать, что они уже много лет обгоняют и Москву.
В любом случае подбор новой команды – прерогатива губернатора Георгия Полтавченко. Он взял тех, кого считал нужным, заявив, что критериями были «профессионализм, порядочность, умение работать в большом коллективе и умение добиваться решения поставленных задач». Ряд оппозиционных депутатов Законодательного собрания с этим не согласились, посчитав критерии отбора непрозрачными. Так, один из них использовал затёртую метафору о «борьбе бульдогов под ковром», другой пожаловался, что «никому ничего не объясняется».
Понятно, что оппозиция мечтает иметь своих представителей не только в городском парламенте, но и в правительстве – отсюда и кадровые претензии в адрес Смольного. Но утверждение насчёт якобы неясных критериев подбора новых вице-губернаторов – очевидная натяжка. Достаточно посмотреть официальные биографии новых вице-губернаторов, чтобы выделить общий для всех (кроме Ольги Казанской и Марата Оганесяна) признак: все они носили погоны. Игорь Дивинский до газпромовского этапа карьеры был офицером ГРУ. Игорь Албин – из силовиков, выпускник Высшей школы МВД. Александр Говорунов – выходец из КГБ, ушёл в запас в звании подполковника. Владимир Кириллов занимал высокие должности в погранвойсках. Олег Марков – не классический силовик, но службу тоже знает: был начальником Северо-Западного таможенного управления и главой Росфинмониторинга.
Выше же всех по военной лестнице удалось подняться Михаилу Мокрецову – он дослужился до заместителя министра обороны (с июля по декабрь 2011 года).
Нельзя не упомянуть ещё об одном сходстве новых членов команды Полтавченко: они открыто признают себя людьми верующими. В официальных документах вероисповедание человека не указывается, но в беседах и с журналистами, и с депутатами многие новые вице-губернаторы говорили о своих религиозных убеждениях. Как известно, такой же позиции придерживается и Георгий Полтавченко.
Разумеется, все вице-губернаторы имеют богатый опыт государственной службы, работы в коммерческих структурах, но наличие у подавляющего большинства армейской закалки вряд ли является простым совпадением. Георгий Полтавченко и в первом своём губернаторском сроке охотно брал на работу отставных военных. Очевидно, именно их стиль работы больше всего отвечает его представлениям об «умении работать в большом коллективе и умении добиваться решения поставленных задач».
Достоинства армейского стиля работы хорошо известны: пунктуальность, точность, исполнительность, «приказ должен быть выполнен любой ценой» и так далее. Есть у него и недостатки, связанные с тем, что люди военные привыкли не работать, а служить. Разница между этими двумя понятиями не принципиальная, но имеется. И как должен чиновник воспринимать свою миссию: как службу или как работу – решается в каждом регионе по-своему. Одни ценят инициативу и умение брать ответственность на себя, не перекладывая её на отдавшее приказ начальство. Другим важнее исполнительность. Петербург, очевидно, следует второй модели, которая не сулит экономике и социалке быстрого роста, но зато оберегает от дорогостоящих ошибок, крупных провалов и скандалов.
Многие помнят масштабную текучку кадров в Смольном и особенно в его комитетах после того, как Георгий Полтавченко был избран на первый срок. В кулуарах это объясняли тем, что приведённые новым губернатором кадры перекрыли каналы дополнительных доходов аппарата и многие профессионалы отказались работать за одну зарплату. Сейчас этот тренд – служить именно за зарплату – стал господствующим. Впрочем, иллюзий, что перекрыты все финансовые ручейки, никто не питает.
Депутаты Законодательного собрания кадровую политику губернатора в целом одобрили. Все вице-губернаторы утверждены подавляющим большинством голосов. Имеющаяся разница объясняется не столько деловыми качествами, сколько субъективными предпочтениями депутатов. Так, лидер по голосам Игорь Дивинский (44 «за») в советское время служил замкомроты в Афганистане, водил солдат в атаки, едва не погиб – то есть жизнью ради долга рисковал. А вот на количестве голосов, поданных за Михаила Мокрецова, – его поддержал только 31 депутат – не исключено, сказалась его работа в Минобороны в несчастливый период – под руководством министра Сердюкова. Не всех также устроило отсутствие профильного образования и опыта в сфере культуры у Владимира Кириллова, который будет эту сферу курировать, традиционно много претензий к «жилищно-коммунальному» вице-губернатору. Тем не менее все представленные губернатором кандидатуры были утверждены, Петербург получил новое правительство.
мнения депутатовБорис Вишневский, «Яблоко»:
– Согласие или несогласие с кандидатурой – не вопрос личного отношения. Я очень высоко оцениваю работу, например, Марата Оганесяна или Ольги Казанской – это настоящие профессионалы. И при всей критике в их адрес многие вопросы можно с ними решать. Но когда парламентская оппозиция выступает против курса правительства, она не может поддерживать само правительство.
Когда мы, депутаты, встречались с кандидатами в вице-губернаторы, Владимир Кириллов сделал всё возможное, чтобы мы проголосовали против него. Мы не понимаем, почему кандидат в «культурные» вице-губернаторы способен профессионально говорить только на темы, связанные с охраной окружающей среды, а на вопросы культуры отвечает: мол, «я ещё не в курсе, но разберусь со временем». Но ведь его назначают не стажёром в районную администрацию! Под его опекой будет культура, наука и образование города.
Надеюсь всё же, что по многим профессиональным вопросам мы сможем плодотворно сотрудничать с назначенными членами правительства. С Игорем Албиным мы уже договорились о встрече, ведь с проблемами ЖКХ мы сталкиваемся постоянно и, надеюсь, будем решать их вместе с Албиным. Например, за Лавленцева мы тоже не голосовали, но впоследствии у нас с ним сложились прекрасные отношения.
Ирина Иванова, КПРФ:
– У нас с кандидатами в вице-губернаторы состоялась длительная беседа, которая очень многое показала. Вопросы мы задавали непростые, в частности, я интересовалась мнением Игоря Албина на счёт общежитий в Выборгском районе, там 20 общежитий превращают в однокомнатные квартиры. И по его ответу мне показалось, что мы все на одной волне. Поэтому мы голосовали за ставленника по ЖКХ.
С Владимиром Кирилловым мы тоже долго беседовали. Мы живём в городе-музее, но у Петербурга не хватает средств на финансирование содержания памятников. Мы намекнули Кириллову, что не помешала бы финансовая программа для поддержки и ухода за памятниками, ведь у Кириллова есть определённый уровень федеральной поддержки. И нам показалось, что он – профессионал, он долгое время работал на «культурном» поприще в Ленобласти, так что справится и с новой работой.