Упали рублички – черствеют бублички
Производители и ритейлеры обдумывают, что делать в условиях обвала розничной торговли из-за ослабления рубля
Экономисты констатируют: потребительский спрос падает. Из-за роста цен граждане начинают экономить и переходить на более дешёвые товары
Производители и ритейлеры обдумывают, что делать в условиях обвала розничной торговли из-за ослабления рубля
За три месяца, прошедшие с момента подписания президентского указа, установившего запрет на ввоз продовольствия из ряда стран, торговые сети заместили практически все выпавшие товарные позиции. Однако сейчас свалилась новая напасть – стремительное падение курса рубля. О том, как складывающаяся экономическая ситуация отразится на бизнесе и простых потребителях, ритейлеры и товаропроизводители рассуждали на форуме «Торговля большого города», который проходил в рамках выставки «Петерфуд».
Статистика оптимизма не добавляет. По данным исследовательского холдинга «Ромир» и банка ВТБ24, сумма среднего чека в магазинах в последние месяцы сокращается. В этом нет ничего удивительного, учитывая, что доходы россиян сократились на четыре процента, а цены на продукты, особенно после ввода продовольственного эмбарго, заметно поползли вверх. Настроение у ритейлеров не самое радужное: хотя розничная торговля всегда демонстрирует рост выше среднего по экономике, с прошлого года темпы этого роста стали сокращаться. Так, по итогам 2013 года рост составил 3,9 процента вместо ожидавшихся 5.
– По сути, это обвал, – поясняет управляющий партнёр издательского дома Retailer Даниил Сомов. – В этом году тоже обвалимся – рост ожидается в 2,8 процента. Хотя последний квартал 2014 года может серьёзно изменить эти прогнозы, поскольку курс доллара просто зашкаливает… Если говорить о рынке розничной торговли Петербурга, то он находится в очень неприятной ситуации – рост в продовольственном сегменте в течение первого полугодия колеблется в районе нуля.
Со спекуляцией после введения продовольственного эмбарго удалось справиться не везде. Так, например, в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока ценник на некоторые товары повышался на 300–400 процентов. А вот в центральной части страны и в регионах Северо-Запада властям удалось мобилизовать сети и производителей, в результате чего сигналы о спекулятивных настроениях практически отсутствовали.
– Сейчас ситуацию осложняет болтанка курса доллара и евро, но пока обстановка достаточно спокойная – взрывного характера изменения цен в городе нет, – пояснил председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев. – Но это лишь потому, что существует определённая инерция в этих процессах. Если нынешняя валютная динамика сохранится, мы негативные последствия, безусловно, почувствуем.
В этой связи городское правительство планирует расширить возможности Продовольственного фонда Санкт-Петербурга. Сейчас он занимается закупкой зерна, удерживая около 20 процентов рынка, и в случае резкого повышения монополистами цен задействует механизмы сдерживания.
– Думаю, мы таким же образом пойдём по закупкам товаров социального перечня, поскольку есть малоимущие слои населения, которые очень серьёзно завязаны на цены, – поясняет глава комитета. – Мы не можем допустить, чтобы резкие колебания сильно отразились на этих людях.
По словам руководителей крупнейших торговых сетей, практически все выпавшие из-за введения продовольственного эмбарго товары им удалось заместить, хотя поначалу перебои в ассортименте были. По большому счёту, произошла замена одного импорта на другой – для полноценного импортозамещения нужно время, чтобы российские производители смогли нарастить мощности. В итоге молочными продуктами подсобили белорусы, замену австралийской говядине нашли в Новой Зеландии и Уругвае, польские и голландские фрукты и овощи сменили турецкие и азербайджанские. Главной же проблемой стали цены. С одной стороны, некоторые поставщики решили воспользоваться ситуацией, а с другой – сказываются расходы на логистику.
– К сожалению, пока не произошло замещение по твёрдым сырам и сырам с плесенью, – поясняет операционный директор одной из розничных сетей Радион Лебедев. – Это связано с технологией – на производство таких сортов нужно гораздо больше времени. Надеюсь, в скором будущем ситуация изменится, потому что мягкие сорта сыра российские производители очень быстро стали делать...
Однако «санкционные» продукты на магазинные полки всё равно попадают. Один из каналов – Белоруссия, ставшая, в частности, внезапно «родиной» креветок. Или Фарерские острова, откуда пошёл значительный поток красной рыбы. Все прекрасно понимают, что под видом фарерского лосося идёт норвежский, но с формальной точки зрения не подкопаешься. Тем не менее мониторинг выявляет на полках петербургских магазинов и откровенную «крамолу», например сыр и молочные продукты с указанием их прибалтийского происхождения.
– Такие торговые организации будут строго наказываться, – предупредил Эльгиз Качаев. – Законы нужно исполнять. Раз эмбарго – так эмбарго!
Что же касается дальнейшей ситуации с ценами, то не нужно быть прорицателем, чтобы понять: рост неминуем. Пока крупные игроки слегка умерили свои аппетиты, в частности сократив размер маржи по социальным товарам. Но если курс валюты будет и дальше шкалить, долго они сдерживаться не смогут. Однако даже если курс рубля не изменится, скажутся другие факторы. Прежде всего из-за так называемого налогового манёвра, то есть сокращения вывозных пошлин на нефть при параллельном увеличении налога на добычу полезных ископаемых, в следующем году заметно вырастут цены на бензин, что неминуемо отразится в цене килограмма условной еды.
Вторым фактором станет рост коммунальных тарифов, тарифов на железнодорожные перевозки и повышение налога на недвижимость, который с 2015 года будет рассчитываться из кадастровой цены объекта. Отсюда вырастет и аренда, являющаяся одной из главных расходных статей для любой торговой точки. В случае принятия соответствующего закона на розничной торговле скажется и намерение депутатов Госдумы дать муниципалитетам право вводить собственные сборы с тех же торговых организаций. Желание власти и государственных монополий пощипать бизнес в складывающейся экономической ситуации понятно, однако выйдет это боком в первую очередь для граждан, которые в магазинах получат более высокий чек.
комментарий
«Страны, не попавшие под эмбарго, воспользовались ситуацией»Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли:
–Каждый производитель рассчитывает примерный объём своей продукции. Когда после указа президента сложилась ситуация резкого спроса на отечественную продукцию со стороны торговых сетей, удовлетворить его в полной мере было невозможно в силу отсутствия необходимого объёма товаров. В лучшем случае его удалось нарастить на 5–10 процентов, а оставшуюся продукцию, которую было необходимо заместить, пришлось закупать за границей, ввозя из стран, не попавших в санкционный список. Оно и понятно: есть виды продукции, производство которых достигается в течение года, а для каких-то товаров на это требуется несколько лет.
Возьмите то же производство говядины – очевидно, что невозможно в короткие сроки увеличить производство на миллионы тонн. Поэтому-то закупщики и торговые сети вынуждены искать продукцию как внутри страны, так и за границей. Спрос остался, а предложение сократилось. В итоге страны, не попавшие под эмбарго, сразу попытались воспользоваться ситуацией. Так, например, те же Фарерские острова подняли цену на рыбу для России в два раза, Белоруссия увеличила цены на экспортируемые в Россию товары на 20 процентов. Один из крупных предпринимателей, занимающийся производством и имеющий свою торговую сеть, рассказывал, что в августе купил сырьё в Турции по одной цене, когда груз дошёл до границы, ему назвали более высокую цену, а когда товар прибыл на место – назвали третью, ещё выше. И ему пришлось согласиться с этими условиями, поскольку предложение по сырью на тот момент было крайне ограничено, а производство стоять не может. При этом рост цены на сырьё в цену конечного продукта он сразу не может транслировать, поскольку последняя формируется с оглядкой на конкурентов. Если конкуренты предлагают более низкую цену, то резко поднимать самому нельзя, так как сразу прекратятся поставки. Так что у этого предпринимателя значительно выросли издержки…
Сейчас эта ситуация выправилась. Но теперь своё влияние на цены начинает оказывать курс доллара. Ведь для целого ряда продукции сырьё закупается за рубежом. Однако есть в этом и положительные моменты: складывающаяся ситуация может стать дополнительным импульсом для развития отечественного производства.