Деньги уходят в песок
«НВ» провело расследование и выяснило, что в дороговизне российских дорог виноваты вовсе не дураки, а… слишком умные
«НВ» провело расследование и выяснило, что в дороговизне российских дорог виноваты вовсе не дураки, а… слишком умные
Проблемы российских дорог – их дороговизна, нехватка, зачастую убогое качество – имеют такую многовековую историю и такую сложную природу, что, казалось бы, этот клубок не распутать. Но если разложить проблему на составные части, оказывается, всё не так уж и загадочно. Рассмотрим ситуацию с таким важным, можно даже сказать, стратегическим для дорожного строительства материалом, как песок. Не случайно на необъяснимое удорожание песка недавно обратил внимание президент РФ…
У нас в стране многое дорожает, но по большинству товаров ситуация прозрачная. Понятно, с чем связан рост цен, например, на бензин (в его цене 60–70 процентов составляют налоги и акцизы, которые государство ежегодно в плановом порядке увеличивает). Ни для кого не секрет, почему сейчас так вздорожали продукты. А вот убедительно объяснить подорожание (за пять лет на 80 процентов!) песка как-то не получается. Его запасы не истощаются, бульдозеры, экскаваторы и землесосы если и дорожают, то не на десятки процентов в год. Тем не менее цены на песок растут быстрее, чем на бензин и колбасу.
Почём же нынче песок? Если брать понемногу, то он вроде бы недорог. Я вот заказал недавно машину песка. Приехал самосвал, выгрузил мои скромные пять кубов, водитель получил 3 тысячи рублей (из них за сам товар – только 1250 рублей) и отбыл восвояси.
Правда, на мой взгляд, товар и этих денег не стоил. Дело в том, что песчаный карьер, огромная изрытая долина размером километра два на три, находится от меня неподалёку. Так что я имею возможность лицезреть всю технологию добычи этого ценного ископаемого. Она незамысловата: пара экскаваторов, срывая песчаные холмы, неторопливо загружает подъезжающие самосвалы, а на выезде стоит вагончик, в котором сидят охранник и, возможно, учётчик, – вот и вся производственная цепочка. Затрат – минимум.
Чтобы проверить свои впечатления, я покопался в интернете и нашёл несколько подробных бизнес-планов по разработке песчаных карьеров. По ним выходит, что надо инвестировать в один средних размеров карьер (даже если делать всё по уму, не экономя на мелочах) 40 миллионов рублей (сумма, подъёмная даже для малого бизнеса). И окупаются затраты за фантастически короткий срок – 7–8 месяцев!
Но выгоды песка не только в том, что его очень просто добывать. В рыночной экономике самое трудное не произвести, а продать товар. И в этом смысле песок и щебень товар уникальный: у них гарантированный рынок сбыта и лучший покупатель – бюджет. Помимо того что его миллионами тонн закупают строители, так ведь ещё и любая дорога строится на песчаной насыпи (а при строительстве развязок, путепроводов приходится отсыпать насыпи высотой 10–20 метров). И покупают его в конечном счёте (по цене 300–600 рублей за куб) за бюджетные деньги, потому что заказывают дорожные работы региональные или федеральные власти.
Сколько всего продаётся за год песка? С изрядными хлопотами (после череды «мы не комментируем»), но мне удалось получить официальную справку из комитета по природным ресурсам Ленобласти. Согласно этой справке, в минувшем году в области было добыто 20 миллионов кубометров песка. Делаем несложный подсчёт: умножаем эти 20 миллионов даже на 300 рублей за куб – получаем приятную сумму в 6 миллиардов. Пусть даже мы будем считать, что в этой справке учтён весь песок…
Как бы то ни было, добыча песка – крупная отрасль экономики. И мы предположили, что эта отрасль облагается всевозможными сборами и регулярно повышающимися акцизами, ведь недра – это общенародное, в смысле государственное достояние. Тогда этим можно было бы объяснить и рост цен на эти материалы.
Но полученные от того же областного комитета по природным ресурсам данные эту версию полностью опровергли. Оказалось, что в прошлом году, накопав и намыв песка на 5–8 миллиардов рублей, «недропользователи перечислили в областной бюджет 333 миллиона рублей налогов» (цитата – из справки комитета).
Причём из документа непонятно, идёт речь только о песке или ещё о щебне, строительном камне… Но предположим даже, что эти налоги дали одни только добытчики песка. То есть они заплатили около 5 процентов с оборота. Приплюсуем к этому арендные платежи за пользование землями лесного фонда – 340 миллионов (согласно той же справке). Итого добытчики песка отдают порядка 10 процентов от стоимости добытого материала.
То есть с каждого куба за 250 рублей они платят 25 рублей. Остаётся 225 рублей. Отнимем от этой суммы расходы на добычу – не более 50 рублей за куб. Получаем 175 рублей с каждого куба. И не в том дело, много это или мало, а в том, что песок – это природный ресурс, такой же, как нефть или газ. А с этих ресурсов государство берёт более 70 процентов (в виде налога на добычу природных ископаемых (НДПИ), акцизов, пошлин и так далее).
Не знали старатели, искавшие в руслах рек золотой песок, что именно обычный песок и является настоящим золотом…
Как бы то ни было, несмотря на острую нехватку в бюджетах всех уровней «дорожных» денег, вероятность установления справедливых, обоснованных цен на песок близка к нулю. В разговорах на эту тему чиновники демонстративно подчёркивали, что влиять на цены и вообще как-то вторгаться в сферу коммерции они не имеют права. То есть за подозрительное подорожание песка должна отвечать невидимая рука рынка, и никто больше.
Формально так оно и есть. Но, как говорил персонаж одного из фильмов, «меня терзают смутные сомнения», что в карьерной сфере действуют законы рынка.
Взять смешные цены лицензий на добычу песка. Пусть региональные власти не вправе менять налог на добычу природных ископаемых (для песка он всего 5,5 процента), но они могут и должны взять свою долю прибыли через продажу лицензий на разработку новых карьеров и добычу песка. Ведь такой бизнес коммерсанты с руками оторвут. Но вот официальные данные комитета по природопользованию Ленобласти:
«В 2013 году комитетом проведено 24 аукциона и 1 конкурс, по итогам которых выдано 20 новых лицензий. В бюджет поступило 47,8 миллиона рублей».
То есть стоимость лицензии на карьер – чуть больше 2 миллионов рублей. Это дешевле, чем участок под коттедж. Нужно было проявить поистине чудеса аукционизма, провести большую подготовительную работу, чтобы умудриться продать право добычи полезных ископаемых по такой цене! Иными словами – регион сам, добровольно отказывается от законной доли прибыли в песочном бизнесе.
При таких скромных ценах на лицензии и песок, казалось бы, должен стоить в разы дешевле. И тем более не расти в цене такими темпами. Но есть информация, что часть крупных строительных компаний имеет собственные карьеры. То есть покупают песок для дорожного строительства сами у себя по цене, которую сами и установили. Формально эта схема законна и ненаказуема (даже если завтра цены на песок вырастут вдвое или впятеро), лишь бы бюджет их потянул…
Но и это ещё не всё… Мы поговорили с несколькими общественными природоохранными организациями, чтобы узнать, какое участие они принимают в контроле за работой карьеров? Ведь вырубаются леса, безнадёжно, на века, уничтожаются природные ландшафты, а брошенные карьеры используются для нелегального складирования мусора, строительных отходов. Общественники, как выяснилось, работают в тесном контакте с областными властями и по их просьбе занимаются в основном борьбой с нелегальными карьерами. Действительно, соблазн где-нибудь в укромном месте бесплатно черпать песок и продавать его – даже дешевле рыночной цены – весьма велик. Занимались этим и военные (на своих закрытых территориях), и мелкие коммерсанты, и сами же дорожники. И в последние годы областные «зелёные» вместе с комитетом по природопользованию и полицией добились ликвидации многих таких карьеров. В ряде случаев удалось даже конфисковать технику нелегалов. Но обратная сторона медали в том, что борьба с нелегалами… лишь укрепила ценовые позиции официальных владельцев карьеров.
…Всё, что мы говорили, исключительно о песке. Но раз дорог песок, то можно предположить, что соответствующие накрутки позволяют себе поставщики асфальта, бетона, да и сами дорожные строители. Отсюда и хроническая нехватка денег на дороги, и, соответственно, самих дорог.
А вы говорите, дураки…