Город, которого больше нет

«НВ» выясняло, почему в последние годы Петербург потерял несколько уникальных исторических панорам

«НВ» выясняло, почему в последние годы Петербург потерял несколько уникальных исторических панорам

На этой неделе корреспонденты «НВ» обратили внимание на то, что один из красивейших видов северной столицы – со Свердловской набережной на Смольный собор – практически исчез. Перед куполами храма Воскресения Христова неожиданно для горожан выросли корпуса элитного жилого комплекса «Смольный парк». Увы, знаменитую открыточную панораму на резиденцию правительства Петербурга уже не спасти, как, кстати, и многие другие городские виды. Продолжая тему, корреспонденты «НВ» предлагают туристический маршрут по исчезающему Петербургу, который проложен по тем местам, откуда совсем недавно можно было наслаждаться неповторимой архитектурой северной столицы, а сейчас здесь ничего не напоминает о былой красоте. «НВ» выясняло, почему это произошло.

Стрелка Васильевского острова

Проекты здания товарно-сырьевой биржи «Санкт-Петербург» и комплекса «Финансист» на 27-й линии, 16, администрация согласовала ещё в 2004-м. При дозволенной в центре высоте 48 метров «Финансисту» разрешили вырасти до 65. Но летом 2008 года Градостроительный совет вдруг обнаружил, что новостройки испортили самые известные открыточные панорамы – вид с мостов через Неву на Стрелку Васильевского острова и на остров со стороны Исаакиевского собора. Тогдашний губернатор Валентина Матвиенко публично назвала оба здания «градостроительной ошибкой». В итоге биржа лишилась технических этажей и снизилась с 67,6 до 57,3 метра. А вот «Финансист» устоял. Дело в том, что жилой комплекс построили в соответствии с 214-м федеральным законом о защите прав дольщиков. Когда разгорелся скандал, владельцы квартир заволновались: дело дошло до открытого письма тогдашним президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, в котором дольщики напоминали о своих имущественных правах на земельный участок и грозились иском к городской администрации. К этому времени из 241 квартиры 180 было продано, а договоры долевого участия зарегистрированы в Росреестре. Скорее всего, именно это и спасло «Финансиста» от «укорачивания».

Новодевичий монастырь

Элитный жилой комплекс «Империал» на Киевской улице – один из самых скандально известных петербургских долгостроев. В высоту он достигает 73 метров. Это почти на 30 метров больше, чем купола Новодевичьего монастыря – федерального памятника, в охранной зоне которого и возводился комплекс. Правда, внимание на явные нарушения высотного регламента обратили, лишь когда жилой комплекс был почти готов. Тогда же выяснилось, что с 2007 года строительство велось без разрешения службы Госстройнадзора, то есть незаконно. В итоге власти решили строительство приостановить, а застройщика оштрафовали на миллион рублей. 

На этом фоне комиссия по землепользованию и застройке (в неё входят чиновники и депутаты), обсуждавшая в тот момент проект Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), ограничила предельную высоту для «Империала» отметкой в 35 метров. Правда, власти сразу пообещали: если до вступления в силу ПЗЗ компания «ЛЭК» успеет получить разрешение на строительство, понижать согласованные доминанты не придётся. Разрешение было получено – за два дня до срока. Проведённая ранее историко-культурная экспертиза (её выполняла не менее скандально известная мастерская Татьяны Славиной) постановила, что влияние уже построенного комплекса на Новодевичий монастырь несущественно. Тогдашний заместитель председателя КГИОП Алексей Комлев заявил: монастырь воспринимается фронтально от Московского проспекта, а здания – по касательной.

В итоге сдачу первой очереди задержали на 5 лет и девять месяцев. Совсем недавно комплекс начали вводить в эксплуатацию по корпусам. Пока разрешение есть у четырёх из восьми. Когда сдадут остальные – неизвестно. Но историческая панорама Московского проспекта изменилась необратимо и навсегда.

Никольский собор

Немало споров среди петербуржцев вызвало появление здания второй сцены Мариинского театра, но ещё больше претензий авторам проекта пришлось выслушать из-за стеклянного мостика, соединяющего старое и новое здания. По замыслу Валерия Гергиева, оба театра должны были стать «одним домом», однако из-за градостроительной ошибки переправа упёрлась в простенок. Но возмущает градозащитников даже не эта глупость, а то, что стеклянный мост безвозвратно испортил вид на Никольский собор и Новую Голландию.

К примеру, Рафаэль Даянов, директор архитектурного бюро «Литейная часть-91», член Градостроительного совета и Совета по сохранению культурного наследия Петербурга, назвал мост над Крюковым каналом простым хамством, чудовищем и «пощёчиной мостостроению XXI века». Вице-президент Союза архитекторов Петербурга Святослав Гайкович уверен, что выглядит переправа безобразно, да и вся идея топорно и убого воплощена конструкторами. Мост можно было сделать более изящно, используя тонкую сталь и тросы, а сегодня она больше напоминает подъёмный кран в порту.

Как рассказал корреспонденту «НВ» член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Михаил Мильчик, строительство моста не было согласовано с КГИОП (комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры). Этот проект почему-то решили не выносить на широкое обсуждение, хотя оно в итоге состоялось, но, увы, постфактум, когда мост уже разрушил вид на Никольский собор.

 

Небесная линия

Название этого ЖК – «Монблан» – уже давно стало нарицательным в перечне градостроительных ошибок Петербурга, а в народе он получил прозвища «стекляшка» и «склад кирпичей». Именно эти здания безвозвратно нарушили не просто один из петербургских видов, а в целом панораму с Невы на Петроградскую и Выборгскую стороны, именно тогда зазвучали призывы не портить так называемую небесную линию северной столицы.

Максимальная высота жилого комплекса «Монблан» на пересечении Финляндского и Большого Сампсониевского проспектов – 74 метра. За два года до окончания стройки – в мае 2006-го – Градостроительный совет выразил своё несогласие с проектом: эксперты заявили, что возводимое здание необратимо искажает историко-архитектурные панорамы берегов Невы. Но найти компромисс между застройщиком и комитетом по градостроительству и архитектуре не удалось: 90 процентов квартир строящегося дома было уже продано, а проект согласовали ещё в 2003 году – до принятия ныне действующего высотного регламента. Теперь «Монблан» занимает одну из первых строчек в списке диссонирующих объектов Петербурга. При этом, по словам одного из архитекторов проекта Святослава Гайковича, чтобы расселить комплекс и привести его в соответствие с градостроительными требованиями, необходимо около семи миллиардов бюджетных рублей. Таких денег у города, конечно, нет.

Акватория Финского залива

Любителей морских пейзажей серьёзно опечалило известие о строительстве Западного скоростного диаметра. Увы, важная для Петербурга магистраль пролегла между Приморским проспектом и Крестовским островом, навсегда испортив потрясающий вид, который открывался из Центрального парка культуры и отдыха имени Кирова.

Находясь на западной стрелке Елагина острова, ещё несколько лет назад можно было не только любоваться двумя белоснежными львами, царственно восседающими на гранитной набережной, но и устремлять взор к бескрайнему синему морю. Посетители парка любили задерживаться здесь и подолгу смотреть на спокойную воду.

Сегодня взгляд прохожего не сможет так же беспрепятственно скользнуть по водной глади – он обязательно упрётся в современную постройку, перегородившую эту морскую перспективу. Опоры, на которые ляжет хребет ЗСД, визуально уже соединили два берега, а значит, и разрушили уникальный вид на Финский залив. Он не входит ни в один перечень охраняемых перспектив Петербурга, поэтому строить здесь официально разрешено, а об утрате пейзажа сожалеют только завсегдатаи парка, которые уже не задерживаются на этой стрелке, чтобы полюбоваться морским простором.

 

комментарий

Александр Кононов, заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК:

– Большинство этих зданий проектировали и начинали строить ещё до того, как у нас был принят 820-й закон о границах и режимах зон охраны. Соответственно, наши видовые коридоры и панорамы не были защищены.

Сейчас ситуация лучше, но ещё требует доработок. С одной стороны, у нас появились охраняемые виды и панорамы, появились расстояния – 6-километровая зона вокруг центра, появились конкретные доминанты, к которым, кстати, относится Смольный собор. Но всё равно нарушения происходят.

Сегодня ведутся две работы в совершенствовании этой системы. Первая – подготовка материалов по предмету охраны и границам исторического поселения, где в том числе должны быть учтены виды, панорамы и визуальные коридоры. Это должно дать некую дополнительную защиту. Планируется, что к началу 2015 года эта работа должна быть сделана и мы получим ещё один инструмент законодательного регулирования вопросов, которые касаются охраняемых панорам. К тому же готовится очередная редакция 820-го закона.

Однако из приведённых примеров видно, что кроме каких-то «дырок» законодательства есть ещё недобросовестное исполнение чиновниками своих обязанностей. Будь на то добрая воля, можно было бы выявлять и пресекать подобные градостроительные ошибки на ранней стадии. Понятно, что везде есть ответственные люди, но если персонально никто за нарушение так и не ответил, то, конечно, создаётся надлежащая атмосфера для того, чтобы эти градостроительные ошибки повторялись.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.