На вкус и цвет... архитектора нет?

«НВ» побывало в Пушкине, с экскурсии по которому начинает рассказ о неудачной застройке городов-спутников Петербурга

«НВ» побывало в Пушкине, с экскурсии по которому начинает рассказ о неудачной застройке городов-спутников Петербурга

Сегодня градозащитники уделяют пристальное внимание историческому центру Петербурга. Но в составе объекта всемирного наследия находятся также города-спутники: Пушкин, Павловск, Петергоф. Как в маленьких городках обходятся со стариной и насколько изменился облик местных улочек? В поисках ответа на этот вопрос корреспонденты «НВ» отправились в Пушкин вместе с известным архитектурным критиком Алексеем Хвалем.

 

«Лампы подчёркивают неблагородство фасада»

Когда-то по адресу Малая улица, 56а, находился деревянный дом. В 1960-м на его месте возвели Дом быта – двухэтажное утилитарное прямоугольное в плане здание из силикатного кирпича. В торцах были лестничные клетки и входы с козырьком в виде плоской сборной железобетонной консольной плиты, на втором этаже посередине фасада балкон.

Дом быта приглянулся инвесторам. Они решили превратить его в гостиницу. Надстроили мансарду, в центре сделали портик с колоннадой, заложили часть окон лицевого фасада. С торцов пристроили полуротонды.

– Получилась в целом относительно неплохая композиция, но при этом плохие пропорции и плохой рисунок деталей. Неприятно выглядит разбитый мансардными окнами карниз. Ещё одно интересное наблюдение: лампы на балконах, которые одним своим видом подчёркивают неблагородство фасада, – считает Алексей Хваль.

 

Чудовищно безвкусная гимназия… искусств

Накануне 300-летнего юбилея Царского Села городу, как это часто бывает, преподнесли несколько подарков. Один из них – новый корпус Царскосельской гимназии искусств имени Ахматовой. Под новые площади отдали угол Леонтьевской и Малой улиц. Тогдашний глава администрации Пушкинского района Игорь Пахоруков с гордостью обещал, что «с вводом нового корпуса появится возможность создать 25 новых отделений и увеличить количество учащихся с 700 до 1250 человек. Кроме того, проектом предусмотрен концертный зал на 370 мест». Застройщиком был комитет по строительству.

Но дом вышел настолько некрасивым, что похожие не встретишь даже в безвкусных районах коттеджной застройки 1990-х. Специалисты назвали корпус «чудовищно безвкусным». По словам члена совета по сохранению культурного наследия Михаила Мильчика, здесь соблюдены все формальности, в том числе по высоте, однако постройка абсолютно не вписывается в облик этой части Пушкина. Её остеклённые фасады без повторения частоты оконных проёмов, неуместная башня ставят под сомнение профессиональную пригодность авторов проекта, считает эксперт.

Алексей Хваль видит в этом попытку воспроизведения позднесоветского постмодернизма, при этом ни одного доброго слова о проекте он подобрать не смог.

Дом невыразительный, но к ограде претензий нет

Это объект крупнейшего застройщика центральной части Пушкина – фирмы «Корф». Она славится сносом деревянных домов и строительством взамен кирпичных, обшитых вагонкой. Единственным достойным примером деятельности фирмы жители Пушкина считают дом Каннобио на Леонтьевской улице – федеральный памятник архитектуры после ремонта почти полностью сохранён, а в 2015 году там должен открыться музей.

А вот на Средней улице, 22, построили полностью новое здание. Это жилой дом; местные его называют дворцом. Говорят, что принадлежит он (а может, уже нет) Владимиру Кехману, главе Михайловского театра, которого в народе называют «банановым королём» за то, что он владеет крупнейшей фирмой – фруктовым импортёром.

Здание решено двухэтажным, с высоким порталом главного входа, стилистически и пропорционально не связанным с остальным фасадом. По словам Алексея Хваля, несмотря на общую плохую композицию, получились относительно более изящные пропорции и менее грубые детали. Лучше обычного сделана решётка ограды. В целом же здание невыразительно, что подчёркнуто сереньким цветом.

Огонь памятник спишет?

Прежде здесь находилась усадьба Баутлера. Она состояла из двух деревянных домов по Московской улице – 40-го (1844 год постройки, архитектор Дмитрий Ефимов) и 36-го (1877 год постройки, архитектор Николай Никитин). Здания считались памятниками архитектуры. А боковой фасад дома № 40 к тому же некогда выходил на Торговую площадь, которую застроили в конце XIX века.

Признанные аварийными, они быстро опустели. Предчувствуя недоброе, председатель Пушкинского отделения Всероссийского общества охраны памятников Галина Груздева не уставала твердить, как важно сохранить ценную деревянную застройку. Её печалила сложившаяся к тому времени «традиция»: сначала дома расселяют, потом в них «случайно» происходят пожары, ну а следом появляется собственник, который строит что-то новое, уродующее облик старого Пушкина. И как в воду глядела! В апреле 2010 года тут произошёл крупный пожар. А спустя несколько месяцев власти продали пепелище Виталию Бойко, который первым делом снял постройки с государственной охраны, а затем возвёл взамен кирпичные, в совершенно другой архитектуре.

Строительные работы ещё не завершены, но определённые выводы уже сделать можно. Обращает на себя внимание вогнутая кровля и так называемый аркатурный пояс под карнизом. Редкое решение, поэтому, наверное, и выполнено неумело.

– Пояс измельчён и слишком приближен к окнам, – рассуждает Алексей Хваль, – лопатки не отделены от него.

Хотя эксперт выражает «надежду на более или менее аккуратную кладку».

 

«Только «бычий глаз» над входом выглядит неплохо»

Прежде по адресу Малая улица, 39, стояло двухэтажное дореволюционное здание. Оно было совсем непримечательным, но жители Пушкина уверены, что именно на фоне таких рядовых зданий особенно величественно смотрится Екатерининский собор и расположенный подле него Гостиный Двор.

Дом просуществовал больше века, затем был признан аварийным, а чтобы не тратиться на капитальный ремонт, городские власти продали его на торгах под снос. Приговор был приведён в исполнение в 2011 году. Взамен фирма «Диагональ» отстроила современную трёхэтажку, у которой нет ничего общего с дореволюционным предшественником. Но при этом застройщик попытался хоть как-то выделиться, насытив фасад новодела разными элементами. В итоге третий этаж новостройки выглядит как мансардный, углы и центр акцентированы рустами, стеклопакеты сделаны с мелкой псевдоисторической расстекловкой.

– Плохая композиция, плохие пропорции, плохой рисунок деталей. Асимметрия левого края никак не обыграна и усиливает неряшливость фасада, – раскритиковал здание Алексей Хваль. – Разве что овальное окно «бычий глаз» над входом издали выглядит неплохо.

 

Пушкин – единственный город, в котором сохранилась не только планировка, но и исторические пропорции застройки. В советское время здесь почти не строились высокие дома – только в северной части при въезде со стороны Петербурга. Такой жёсткий высотный регламент поддерживается и сегодня, в том числе в районе новостроек. За последнее время в Пушкине не было ни одного крупного нарушения градостроительного характера.

Михаил Мильчик, заместитель директора института «Спецпроектреставрация», член совета по сохранению культурного наследия

 

Историческая застройка Пушкина находится в охранной зоне и зоне регулирования застройки, где законом запрещён снос исторических зданий. Однако в законе есть лазейка, я бы даже сказал, почва для злоупотреблений. В пригородных районах допускается «снос... объектов, не представляющих историко-культурной ценности, в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия». Так вот, КГИОП теперь стал активно выдавать такие заключения. Это значит, что облик старой части Пушкина будет постепенно меняться, наполняясь новоделами.

Дмитрий Литвинов,  координатор движения «Живой город»

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.