«Православной столице» не хватает храмов

В Петербурге по-прежнему мало православных церквей, хотя противники их возведения и восстановления утверждают обратное

 

 

В Петербурге по-прежнему мало православных церквей, хотя противники их возведения и восстановления утверждают обратное

Несколько дней назад православные жители Санкт-Петербурга готовились привлечь внимание городских властей к необходимости восстановить разрушенные в ХХ веке церкви, устроив гражданское шествие по Центральному району. Эта акция была согласована с районной администрацией, информация о ней распространилась в интернете, многие христиане и просто сторонники восстановления исторических зданий собирались принять в ней участие… Но внезапно, уже накануне шествия, стало известно, что ГИБДД запретила его проведение. Организаторам сообщили, что арестуют любого, кто будет замечен возле Александро-Невской лавры, где должно было начаться шествие…

В прошлом году, когда Александро-Невская лавра отмечала своё 300-летие и в городе возродили традицию крестных ходов в День памяти перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, у петербургских христиан появилась надежда, что к ним теперь будут больше прислушиваться. Однако нынешняя отмена шествия показала, что они были настроены излишне оптимистично.

Изначально предполагалось, что участники шествия пройдут по нескольким улицам Центрального района, на которых в советскую эпоху были уничтожены православные церкви. Среди них – храм Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба, Николо-Александровский храм, храм Рождества Христова на Песках (разрешение на его воссоздание недавно, после долгих сборов подписей, всё-таки было получено), греческая православная церковь Святого Дмитрия Солунского…

Разговоры о том, что церковные сооружения – историческое наследие города, и о том, что верующим петербуржцам не хватает храмов, ведутся постоянно. Однако попытки заявить об этом чуть громче, как правило, пресекаются. Так что все сетования антиклерикалов о том, что «Питер теперь не криминальная, а православная столица России», регулярно появляющиеся в СМИ, выглядят как минимум неуместно.

«Православная столица», в которой разрешают все митинги противников строительства храмов, а сторонники этого дела не имеют права высказать своё мнение?.. Несмотря даже на то, что губернатор Санкт-Петербурга регулярно посещает православный храм. Однако отсутствие логики борцов с храмами и вообще с религией обычно не останавливает.

Антиклерикалы в спорах с христианами любят упирать на то, что церквей, соборов и часовен в крупных городах и так много, а новые храмы, по их мнению, будут лишними и никому не нужными. Их любимый аргумент гласит, что большинство тех, кто называет себя православными, не являются таковыми на самом деле: они не бывают в церкви регулярно, а заходят туда только на Рождество, Пасху и, может быть, ещё пару раз в год. Однако привести конкретные цифры и сказать, сколько среди 80 процентов населения России, считающих себя православными, тех, кто живёт церковной жизнью, а сколько «захожан», воинствующие атеисты не могут. По той простой причине, что «правильных» и «неправильных» христиан никто никогда не считал.

То, что во время праздничных церковных служб в храмы приходит больше людей, и то, что на Вербное воскресенье, Пасху, Рождество, Троицу люди часто вообще не помещаются даже в больших соборах, очевидно. Но это не значит, что в другие дни в церквях бывает мало людей. Любой верующий, даже недавно пришедший в Церковь и посетивший всего несколько служб подряд, может сказать, что количество прихожан в разные дни может быть очень разным. Иногда в храме стоят всего несколько человек, а иногда он переполнен почти так же, как во время большого праздника, и это не зависит от каких-либо конкретных причин: просто раз на раз не приходится.

Не говоря уже о том, что бывающие в церкви только на Рождество и Пасху, возможно, приходили бы туда чаще, если бы не опасались такой же тесноты в остальные дни.

Если же всё-таки говорить о цифрах, то сторонники возведения новых церквей и соборов, в отличие от их оппонентов, могут доказать, что жителям крупных городов нужно больше храмов. В самом деле, в Петербурге до революции было около 400–500 соборов, церквей, часовен, домовых храмов. А после 1917 года более 300 из них было разрушено, и большинство не восстановлено до сих пор. При этом население города с тех пор заметно выросло.

Эти цифры наглядно показывают, что в северной столице православных храмов не только недостаточно – их гораздо меньше, чем требуется православным жителям. И это пока остаётся большой проблемой для Русской православной церкви и для рядовых верующих. Даже в тех случаях, когда с закладкой храма не возникает проблем и горожане не имеют ничего против его постройки, возведение любого здания – дело долгое, чаще всего длящееся несколько лет.

Быстрее всего строятся сборные деревянные дома, и епархии крупных городов организовывают возведение временных небольших церквей-часовен из клеёного бруса. Они вмещают не так много прихожан, но это лучше, чем ничего.

Когда один из авторов этой статьи несколько лет назад жил в районе станции метро «Проспект Большевиков», великой радостью для него стало появление деревянного храма-часовни Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». До этого на службы приходилось ехать в центр, а тут – под боком… Правда, маленькая церквушка весь народ не вмещала, особенно на праздники. А уж что творилось тут в Пасхальную ночь: казалось, вокруг храма собирался весь район, а на службу протискивались по очереди, по мере ухода не выдержавших тесноты. Но и постоять рядом, послушать пение и благовест (правда, в записи – настоящего колокола, конечно, не было) уже счастье и радость.

Такой же деревянный временный храм – церковь Николая Чудотворца – работает сейчас недалеко от того места, на Долгоозёрной улице, где строится собор Сошествия Святаго Духа на Апостолов, из-за которого воинствующие атеисты в прошлом году устроили провокацию.

Кстати, против деревянных храмов тоже устраивается немало провокаций – очевидно, это легче по причине их плохой защищённости. Например, в прошлом году пытались поджечь «коктейлем Молотова» деревянный храм Святителя Петра, Митрополита Московского на улице Лёни Голикова.

 

Впрочем, в Петербурге и деревянных церквей не очень много, несмотря на то что ещё в 2007 году Клуб православных меценатов собирался обеспечить такими типовыми храмами все спальные районы города, где церквей чаще всего очень мало или даже нет вообще. Планировалось возводить до 300 таких мини-храмов в год, но в итоге пока их было создано гораздо меньше. Сколько точно – не знают даже инициаторы акции.

частности

• В прошлом году противники возведения храмов попытались устроить крупную провокацию, настроив жильцов одного из домов на Долгоозёрной улице против строительства поблизости нового собора. На двери всех подъездов дома были наклеены объявления о том, что жильцы будут обязаны платить за электричество, водопровод и другие нужды пока ещё не существующего храма из своего кармана, – такая графа якобы будет включена в их коммунальные платежи.

До конца провокация, правда, не удалась: некоторые местные жители быстро заподозрили, что объявление может быть поддельным, позвонили в Петербургскую епархию и выяснили, что это действительно фальшивка.

Но шум из-за «мракобесов, обирающих граждан светского государства», всё-таки поднялся и утих не сразу. Да и потом, как говорится, осадочек остался…

• Можно вспомнить также многолетнее противостояние сторонников и противников восстановления Успенской церкви на Сенной площади, взорванной в 1961 году. Первые проекты нового храма появились ещё в 70-е годы прошлого века, но только в 2003 году на площади удалось установить маленькую часовню (построенную с нарушением церковных канонов), и лишь два года назад городские власти дали добро на возрождение самой церкви.

• Один из храмов, за восстановление которого борются православные активисты, – разрушенный в 1930-х годах храм Святого Апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы на Большой Пушкарской улице. Помимо прочего, эта церковь связана с именем святой блаженной Ксении, которая была её прихожанкой, исповедовалась и причащалась там, очевидно, и венчалась, тут же её и отпевали.

– В мире, в разных странах и на разных континентах, есть более 50 церквей и часовен почитаемой всем православным миром святой блаженной Ксении, а храм, в приходе которого прошла вся жизнь блаженной, храм покровительницы града Санкт-Петербурга, представлен только фундаментом, – горько констатирует член инициативной группы по возрождению храма Владимир Синкевич.

Борьба за воссоздание этого храма продолжается много лет, но пока ответного движения со стороны властей нет, несмотря на то что Северо-Западным НИИ наследия ИИМК РАН на месте разрушенного здания было проведено археологическое исследование и уничтоженная церковь признана одним из старейших храмов Петроградской стороны, представлявших историческую и архитектурную ценность.

И это всего один пример наплевательского отношения чиновников к тому, что они декларируют на словах.

 

Храм Фёдоровской Иконы Божией Матери был восстановлен к 400-летию дома Романовых

 

тем временем в москве…

В Москве восстановлением старых храмов и созданием новых занимается общественная организация под названием «Ассоциация православных экспертов». Её программа-максимум – 600 церквей «шаговой доступности» по всему городу. Но это дело довольно отдалённого будущего, а в ближайшие годы АПЭ планирует построить 200 храмов в тех районах, где их нет или очень мало.

«Программа-200» стартовала в 2009 году, после заявления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что положение с количеством православных храмов в столице можно назвать катастрофическим. По словам главы РПЦ, для того чтобы все москвичи, исповедующие православие, могли прийти на службу и им не нужно было для этого ехать через полгорода, необходимо построить ещё 600 храмов. Сейчас пожелание Святейшего постепенно реализуется, хотя продвигающим эту программу активистам приходится преодолевать серьёзные трудности.

Строительство каждого нового храма начинается с общественных слушаний, во время которых жителей ближайших улиц опрашивают, не возражают ли они против возведения в этом месте церкви. В большинстве случаев москвичи не просто не возражают против этого, а с радостью приветствуют появление нового храма. Однако у «Программы-200» есть и противники – активисты, относящие себя к оппозиции, регулярно пытающиеся помешать её выполнению.

– Они утверждают, что «город не выдержит», что он «перегрет» нашей программой. Хотя дело обстоит с точностью до наоборот! Православная Москва «перегрета» и возмущена искусственными препятствиями в реализации программы, – утверждает глава АПЭ Кирилл Фролов. – Десятки тысяч москвичей ходили на общественные слушания, многие из которых из-за антицерковного противодействия чиновников, к унижению православных, проводятся по три-четыре раза. Так было, например, в Хорошево-Мневниках, Отрадном и Москворечье-Сабурово, возле станции метро «Кантемировская» и ещё во многих местах. Но люди всё равно приходят и голосуют за храмы, а их строительство не только не начинается, а назначаются ещё одни новые слушания, словно власти специально ищут противников, которых нет!

Сторонников строительства церквей это, впрочем, не останавливает.

– Такой ситуации, как в Москве, нет ни в одной столице, – считает Андрей Кормухин, координатор общественного движения «Сорок сороков», тоже занимающегося восстановлением старых храмов и созданием новых. – Москва златоглавая на свои 15 миллионов жителей насчитывает 400 с небольшим действующих православных приходов. Это плевок в москвичей. Ведь столица была построена как русский православный город. Мы получаем сотни писем от людей, которые лишены своих прав, касающихся свободы вероисповедания. Это несправедливо по отношению к русскому православного народу.

…Между тем и в Москве провокации против новых храмов продолжаются. Так, недавно верующие предотвратили попытку поджога деревянного храма в честь Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в Косино-Ухтомском районе столицы.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.