Город-музей или город-завод?
Корреспондент «НВ» выясняла, что производят петербургские предприятия и готовы ли они внести свой вклад в импортозамещение
Корреспондент «НВ» выясняла, что производят петербургские предприятия и готовы ли они внести свой вклад в импортозамещение.
Петербург в последние десятилетия чаще всего называют культурной столицей России. Именно так его воспринимают многие россияне и иностранцы. Однако наш город исторически создавался и развивался отнюдь не как город-музей. Достаточно вспомнить, что уже в следующем году после основания Санкт-Петербурга Петром I был подписан указ о создании первого в нашем городе промышленного производства – «Адмиралтейских верфей». Так что петербургской промышленности в этом году исполнилось 310 лет – куда больше, чем петербургской культуре. Конечно, развал СССР с его разрушением производственной кооперации и пресловутые 1990-е годы с их кризисом на кризисе серьёзно дали под дых мощной питерской промышленности. Однако пороха в пороховницах ещё немало и потенциал для дальнейшего развития вполне достойный. Каков этот потенциал, что производят и что готовы производить предприятия северной столицы, выясняла корреспондент «НВ».
Сравнивать с тем, как было раньше, и ностальгировать по советским временам отчасти бессмысленно – сейчас просто всё по-другому. Так что промышленным предприятиям ничего не остаётся, как научиться работать в новых экономических условиях. Сейчас основная ставка делается на кластерное развитие, когда на одной территории собираются профессиональное образование, наука, новые технологии и серийное производство. Не надо бегать за тридевять земель за комплектующими или научными разработками. И Петербург в части развития кластерных объединений может дать фору большинству регионов России. По такому принципу у нас объединяются судостроение, энергомашиностроение, автомобилестроение, медтехника и фармацевтика, радиоэлектроника и IT-технологии. С 1 ноября в городе начал работать Центр кластерного развития.
В январе 2006 года была создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа, которая сейчас располагается на двух территориальных площадках общей площадью почти 130 гектаров. Сейчас там зарегистрировано почти 40 резидентов, а объём вложенных ими инвестиций приближается к 8 миллиардам рублей. Их задача – инновации, создание принципиально новой продукции и вывод её на российский и международный рынки. Между прочим, на прошедшем недавно VII Санкт-Петербургском международном инновационном форуме наш город был назван самым инновационным городом России. По словам заместителя исполнительного директора Ассоциации инновационных регионов России Светланы Инфимовской, это показал составленный на основе европейских практик общероссийский рейтинг, оценивавший субъекты Федерации сразу по 23 индикаторам, в число которых вошли, в частности, научная, инновационная составляющие, социальные условия.
Так что же мы производим? Да проще сказать, чего не производим! Ну, например, мы обеспечиваем десятую часть всей машиностроительной продукции в стране. Также Петербург лидирует в производстве светодиодов, газотурбинными двигателями нашего легендарного предприятия «Климов» обеспечено 95 процентов всех российских вертолётов, а мощная питерская оборонка, которая обрела второе дыхание благодаря гособоронзаказу, выросшему в прошлом году в 1,4 раза по сравнению с 2012 годом, помимо прочего добилась статуса одного из мировых лидеров в области создания интеллектуальных систем наведения.
Произведённые в городе турбины не только позволили запустить на полную мощь Саяно-Шушенскую ГЭС после страшной аварии 2009 года, но и активно покупаются иностранными энергетическими компаниями. В частности, на днях «Силовые машины» отгрузили оборудование для одной из китайских АЭС.
Современной медицинской техникой петербургского производства оборудовали практически все лечебные учреждения Крыма – она сейчас уже не уступает импортным аналогам, а в чём-то даже превосходит, например более низкой ценой. Постоянно осваивается и новая продукция – так, наш судостроитель «Алмаз» вчера передал ВМФ РФ самоходные плавучие краны, которые начал производить лишь в мае 2013 года.
Судостроение вообще загружено заказами на несколько лет вперёд. Казалось бы, совсем недавно начавший развиваться фармацевтический кластер уже дал результат в виде, например, появления инновационных лекарственных препаратов по лечению аутоиммунных, онкологических, гематологических заболеваний, вирусных инфекций.
По вниманию чиновников к промышленности Петербург тоже держит одну из лидирующих позиций. И дело даже не столько в финансовых мерах поддержки, которой многие производители активно пользуются. Например, федеральный закон о промышленной политике рассматривается Госдумой только сейчас, а в Петербурге он действует уже пять лет. В городе утверждена государственная программа поддержки промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса. С июня будущего года заработает фонд поддержки промышленности.
– Фонд призван помогать промышленным предприятиям – предоставлять гарантийные обязательства, выступать как кредитор с минимальной процентной ставкой и помогать взаимодействовать с федеральным Фондом поддержки промышленности, – поясняет заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Денис Миронов.
На протяжении нескольких последних лет показатели развития петербургской промышленности заметно превосходили общероссийские. Но с прошлого года начался незначительный спад. При этом по ряду видов деятельности результаты бьют все возможные рекорды. Например, за 10 месяцев производство тракторов выросло в 1,8 раза, в полтора раза больше электроаппаратуры, на 23 процента увеличился выпуск стиральных машин. Однако, как считает президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерий Радченко, эта стабильность относительна.
– Если и в городе, и в стране в целом не начать активизацию реального сектора экономики, мы можем надолго обречь себя на технологическое, а как следствие, и экономическое отставание от мировых лидеров, – поясняет он. – Без большой промышленности всё предпринимательство сведётся к торговле и сфере обслуживания.
Считать, что в промышленности всё прекрасно и беззаботно, и впрямь наивно. По-прежнему серьёзной проблемой для предприятий остаётся сбыт произведённой продукции, потому-то и призывают чиновников к более активной протекционистской политике при формировании госзаказа. Налоговое бремя и тарифы монополистов тоже не позволяют сильно развернуться, административные барьеры давят не слабо, остаётся острой проблема кадрового голода и многое другое. Но, как известно, проблем нет только у того, кто ничего не делает, а Петербургу это явно не грозит.
авторитетно
«У Петербурга большой запас прочности»Денис Миронов, заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга
Индекс промышленного производства лишь один из показателей, который оценивает состояние промышленности. Считать его основным нельзя. Есть объём отгруженной продукции, всей продукции, произведённой в регионе. Вот он у нас постоянно растёт – сократились лишь темпы роста. У нас стабильно растёт средняя зарплата в промышленности.
Индекс промышленного производства очень непросто рассчитывается. Во-первых, есть корзина товаров-представителей – конкретных товаров, которые оцениваются к определённому периоду. Так, например, в этом году перешли на базу 2010 года. Но конъюнктура рынка меняется быстрее. Например, производило предприятие кирпичи, а теперь перешло на производство стеновых панелей. В итоге по кирпичам идёт падение индекса. Во-вторых, большой удельный вес в индексе промышленного производства в Петербурге составляет пищевая промышленность. В ней порядка 70 процентов составляют табак и слабоалкогольные напитки.
Мы, как известно, боремся с вредными привычками, а это, как следствие, тянет вниз объёмы производства пищевой промышленности и в целом индекс промышленного производства. По тому же машиностроению Петербург растёт, но этот рост пока не может компенсировать нынешнее падение по пищевой промышленности. Наконец, понятно, что нельзя постоянно расти. Оценки идут к базе предыдущего года. Так что когда-то мы должны и замедлиться, а как только рост замедлился, это уже выглядит как падение. Есть ещё один важный момент: промышленные показатели Петербурга не падали, когда падали другие. Все откатились чуть раньше, а наш город в силу диверсифицированной экономики не слишком подвержен кризисным явлениям, у нас есть запас прочности. Но, конечно, в силу общей экономической тенденции несколько сдали позиции. Думаю, со следующего года у нас всё будет лучше.