Атака начинается… с вратаря
После матча с «Мордовией» Андре Виллаш-Боаш говорил, что оборона «Зенита» поднималась не всегда так высоко, как надо, и из-за этого возникали проблемы. В матче с «Рубином» мы увидели шеренгу защитников сине-бело-голубых, когда команда атаковала, почти у центра поля. А вратаря Юрия Лодыгина – подбирающего мячи за линией защитников. Он сам это после матча объяснил
После матча с «Мордовией» Андре Виллаш-Боаш говорил, что оборона «Зенита» поднималась не всегда так высоко, как надо, и из-за этого возникали проблемы. В матче с «Рубином» мы увидели шеренгу защитников сине-бело-голубых, когда команда атаковала, почти у центра поля. А вратаря Юрия Лодыгина – подбирающего мячи за линией защитников. Он сам это после матча объяснил:
– Если оборона играет высоко, значит, я страхую высоко.
Таким способом, «поднимая» защитников, «Зенит» пытается запереть соперника на его половине поля, и там уже заставить его капитулировать. Не случайно, если посмотреть за тренировками сине-бело-голубых на базе в Удельной, можно заметить, что «двусторонки» (тренировочные матчи) всегда проходят на одной половине поля. Для этого в том числе Виллаш-Боаша так настаивал на приглашении в тренерскую бригаду голландского специалиста Вила Корта. Именно он натаскивает вратарей «Зенита» на то, чтобы они как можно чаще играли ногами, выходя как можно дальше из ворот. Некоторые высказывают по этому поводу опасения: как бы, мол, Лодыгин, осваивающий «ногомяч», не разучился играть руками.
Но, как видим, Юра пока вполне надёжен. Хотя каждый раз, когда он выбегает к центру поля, меня лично охватывает беспокойство. Конечно, такая тактика оправдана в матчах с соперниками, которые уступают «Зениту» в классе. Они и сами рады запереться на своей половине поля. Так, кстати, сделал «Рубин». Опасность заключается в том, что быстрые игроки могут убежать от защитников «Зенита». Тут важна надёжная страховка. Если центральные защитники, как правило, высокие (им надо играть головой), то «крайки» должны обладать высокой скоростью, чтобы в случае контратаки соперника успеть подстраховать партнёров. По крайней мере один фланговый защитник должен всегда находиться на линии с центральными. Сами можете проследить: когда к атаке подключается Игорь Смольников (или Александр Анюков), Доменико Кришито остаётся на своей половине поля, и – наоборот. Такая страховка нужна ещё для того, чтобы всегда иметь как минимум трёх защитников на случай атаки на твои ворота.
Сам не знаю, зачем анализирую сейчас все эти тактические нюансы (высказываю свою точку зрения и могу ошибаться). Возможно, дело в том, что об атаке «Зенита» в матче с «Рубином» сказать особо нечего. Дважды хорошо сыграл Александр Рязанцев, попробовавший на вкус штангу и перекладину ворот. Также у зенитовцев получилась комбинация на 68-й минуте, приведшая к голу. Это – точно из наигранного. Всё было сделано своевременно: и вбегание в штрафную Саломона Рондона, и пас Рязанцева, и завершение Акселя Витселя.
Получается, когда Витсель играет ближе к атаке, от него больше пользы. Ему и самому там, такое впечатление, нравится. Но для этого варианта нужен ярко выраженный опорный полузащитник – Хави Гарсия или Анатолий Тимощук. И ещё нужно в матчах чемпионата (где лимит легионеров), чтобы кто-то из атакующей тройки («Зенит» играет по схеме 4-3-3) обладал российским паспортом. Потому что российские вакансии на поле (их четыре), как правило, занимают вратарь, правый защитник, кто-то из тройки полузащитников и из тройки форвардов. Тут Виллаш-Боашу и надо использовать резервы в лице Рязанцева, Павла Могилевца, Андрея Аршавина, тем более когда не может играть Александр Кержаков.
В матче с «Рубином» он рискнул поставить на правый фланг атаки Рязанцева вместо Халка, оставил в запасе Данни и не прогадал. Интересно, сыграют ли с «Краснодаром» Тимощук, Данни и будет ли подниматься так же высоко оборона?