А всё по закону!

Уникальные для Севера деревья и кустарники бывшего ботанического сада Коми пединститута пошли под нож

Уникальные для Севера деревья и кустарники бывшего ботанического сада Коми пединститута пошли под нож

Через два года расположенный в самом центре Сыктывкара ботанический сад Коми педагогического института мог бы отпраздновать восьмидесятилетие. Однако никаких торжеств по этому поводу не будет. В прошлом году ботанический сад, несмотря на протесты общественности, прекратил своё существование де-юре. Теперь уже можно говорить о том, что его скоро не станет и де-факто. В ноябре здесь начали вырубать уникальные для Севера деревья и кустарники. Не щадя даже сорта, которых в России больше не осталось!

В прошлом году «НВ» уже писало о горькой участи этой зелёной территории, на которой впервые начали сажать деревья и кустарники, считавшиеся непригодными для суровых северных условий. Десятилетия ботанический сад служил учебной площадкой для студентов, а для Сыктывкара играл роль своего рода лёгких, поскольку располагался в центре города, где много машин и мало скверов.

Беда нагрянула в 2012 году, когда московские чиновники решили, что ботанический сад используется неэффективно, и передали земельный участок под ним из федеральной собственности в республиканскую. А местные чиновники не нашли для него лучшего применения, чем отдать его под очередную жилую точечную застройку.

Тревогу забили активисты общественной организации «Экологи Коми». На общественных слушаниях в администрации Сыктывкара, где решался вопрос о переводе части территории сада под зону жилой застройки, набралось столько людей, что зал, где проходят заседания совета города, не смог вместить всех желающих. Часть из них были статисты, которых наняли специально, чтобы они проголосовали за застройку. И всё-таки большинство подняли руки за сохранение сада. Экологи на этом не остановились и провели сбор подписей под предложением сохранить зелёную зону, превратив её в сквер.

Но чиновников действия экологов не остановили, и часть зелёной территории была продана ООО «Деловой альянс», которую возглавляет бывший высокопоставленный чиновник Александр Ольшевский. В годы, когда республикой управлял Владимир Торлопов, он занимал должность заместителя руководителя – управляющего делами администрации главы и правительства Коми.

В ответ на обращения к нему экологов Александр Ольшевский публично пообещал бережно относиться ко всем деревьям и кустарникам, а все преобразования обсуждать с представителями «зелёных».

Поверив застройщику, общественность успокоилась. И напрасно. В один прекрасный день лидеры «Экологов Коми» Нина Ананина и Александр Попов побывали в теперь уже бывшем ботаническом саду и обнаружили вырубленные и сложенные кучей роскошные кусты сирени, клёны, барбарисы и боярышники.

Экологи попытались помешать зелёному вандализму, позвонили в полицию, но так и не дождались ни одного представителя правоохранительных органов. И им ничего не оставалось делать, как наблюдать за тем, как МАЗы вывозят спиленные деревья и кустарники.

Впрочем, ничего другого защитники природы сделать и не могли, поскольку закон в данном случае полностью на стороне застройщика. Нынешней весной совет столицы Коми принял поправки в «Правила создания, охраны и содержания зелёных насаждений на территории Сыктывкара». Согласно одной из них, вырубка, обрезка, пересадка, посадка и реконструкция деревьев и кустарников должна осуществляться на основании их соответствия разрешению администрации Сыктывкара, но только в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципалитета, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. За незаконную вырубку полагается штраф, равный пятикратной стоимости дерева. Но оштрафовать можно лишь тех, кто покусился на зелёные насаждения, произрастающие на муниципальной земле.

– Проще говоря, если раньше даже собственники участков хотели бы провести вырубку или обрезку деревьев на своей территории, то им надо было согласовывать это с администрацией города, – пояснила заместитель начальника управления ЖКХ Сыктывкара Нина Мингалёва, – то теперь деревья на участке – это недвижимое имущество. Если ему принадлежит участок, то и деревья являются его собственностью. И в данном случае, к сожалению, вырубку или обрезку деревьев они согласовывать не должны. Ещё можно понять, когда простые горожане на своём земельном участке захотят что-то вырубить. Но, для сведения, если у застройщика есть в собственности земля в центре города, то он вправе вырубать деревья без согласования.

Увы, эти поправки не прихоть муниципальных властей, а требование федерального законодательства, и внесены они были по настоянию Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Связаться с Александром Ольшевским, чтобы выяснить, почему он не выполнил обещание и не стал обсуждать с «зелёными» вырубку деревьев и кустарников на «своей» части ботанического сада, корреспонденту «НВ» не удалось. Впрочем, Ольшевский делать это и не обязан. Своё обещание он дал в прошлом году, а в этом году правила изменились.

Своё мнение по этому поводу год назад высказал и глава Коми Вячеслав Гайзер. Он публично предложил найти разумный компромисс – вовлечь неиспользуемые территории в строительство, сохранив при этом столь важные для столицы региона зелёные насаждения, особенно ценные сортовые деревья и кустарники.

Только кто будет определять: какие зелёные насаждения являются ценными, а какие – нет? В последний раз подобная ревизия в Сыктывкаре, и в частности в ботаническом саду, проходила ещё в семидесятые годы прошлого века.

Представители городской администрации побывали на месте будущей застройки в ботаническом саду и пришли к выводу, что вырублен лишь тот участок, на месте которого будут непосредственно возводиться дома. Насколько ценными являются уничтоженные деревья и кустарники, муниципальные чиновники сказать не могли.

Несколько лет назад местные власти запустили программу инвентаризации зелёных насаждений в городе. Чиновники обследовали центральную историческую часть города и не забыли про городские окраины – местечки Кируль, Дырнос, Давпон. Но почему-то до ботанического сада руки у них не дошли. Потому и ценность находящихся там деревьев и кустарников застройщики определяют «на глазок». Например, стараются сохранить высокоствольные клёны и яблони. Но в ботаническом саду, по словам Нины Ананиной, росли такие сорта сирени и плодово-ягодных культур, которые считались эталонными и утраченными в России! Возможно, именно они пошли под нож.

– Битва проиграна, ботанический сад пал под напором застройщиков, – призналась корреспонденту «НВ» Нина Ананина. – Но мы извлекли из этой истории уроки. Во-первых, мы увидели, как власть относится к общественному мнению. Вероятность того, что нас услышат, близка к нулю. Во-вторых, мы поняли, что и самим надо быть чуточку активнее и меньше верить обещаниям больших начальников.

 

прямая речь

Иван Поздеев, глава администрации Сыктывкара:

– Насколько мне известно, на территории бывшего ботанического сада вырубаются кустарники, а ценные породы остаются неприкосновенными. Но, с другой стороны, что мы можем сделать? Мы только перевели этот участок в жилую зону. И всё! Других вариантов повлиять на то, что там происходит, у нас нет. Разве что через органы Архстройнадзора.

Нина Ананина, председатель Коми региональной экологической общественной организации «Экологи Коми»:

– В 2013 году Вячеслав Гайзер сказал, что необходимо сохранить наиболее ценные деревья и участки ботанического сада. И, наверное, не зря представители администрации Сыктывкара решили, что самое ценное – десяток яблонь. И не зря, на наш взгляд, рубить начали лишь осенью 2014 года – видимо, очень ждали выборов главы республики, чтобы не портить статистику и выборную активность.

 

тем временем…

Имена «лесорубов» не установлены

Нынешней осенью в столице Коми два неизвестных «лесоруба» среди бела дня спилили несколько деревьев в скверике возле гостиницы «Сыктывкар». Активисты общественной организации «Экологи Коми» обратились за разъяснениями в городскую администрацию, и выяснилось, что муниципальные власти разрешения на вырубку не давали. Расследованием незаконной вырубки занялась полиция, стражи порядка опросили несколько свидетелей, однако так и не выяснили, кто же всё-таки спилил деревья. Между тем на территории сквера жители соседних многоэтажек вовсю паркуют свои автомобили.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.