«Нужно стараться поддерживать семьи»

В эксклюзивном интервью «НВ» уполномоченный по правам ребёнка в Петербурге Светлана Агапитова рассказала, что удалось сделать для петербургских детей за пять лет её работы на посту омбудсмена

В эксклюзивном интервью «НВ» уполномоченный по правам ребёнка в Петербурге Светлана Агапитова рассказала, что удалось сделать для петербургских детей за пять лет её работы на посту омбудсмена.

За годы работы в этой должности Светлана Агапитова убедилась: «детских» проблем, которые нуждаются в недетских способах решения, немало. Статистика впечатляет: за это время специалисты аппарата рассмотрели около 13 тысяч обращений, дали порядка 20 тысяч консультаций и разъяснений по различным правовым вопросам, участвовали почти в 1800 судебных процессах. А два года назад петербургский омбудсмен – единственная из её региональных коллег – вошла в Координационный совет при президенте по реализации национальной стратегии действий в интересах детей. И она, как никто другой, знает: многие проблемы нужно решать на федеральном уровне. О реализованных законотворческих инициативах, о том, какие документы нуждаются в изменениях, и других насущных вопросах «НВ» узнало из первых уст.

– За эти 5 лет были моменты, когда опускались руки, – признаётся Светлана Юрьевна. – Иногда приходило ощущение, что бьёшься головой о стенку, а ничего не меняется. Но с годами работы на посту уполномоченного приходит понимание простой истины: быстро не решается ни один вопрос. Конечно, мы оперативно реагируем на экстренные ситуации с детьми – помещение в больницу, предоставление жилья в кризисной ситуации, конфликты в садах и школах, но системные законотворческие дела двигаются медленно.

– Неужели всё так мрачно? Насколько я знаю, за пять лет в вашей копилке набралось немало достижений, а какие из начатых дел хотелось бы завершить прежде всего?

– Начну с того, что с мёртвой точки сдвинулась ситуация с патронатом (профессиональной приёмной семьёй). Эта форма семейного устройства детей-сирот особенно нужна старшим детям и инвалидам – тем, у кого мало шансов быть усыновлёнными. И, слава богу, в Госдуме нас услышали и внесли законопроект о социальных воспитателях. Также хочется, чтобы появился социально-реабилитационный центр для наркозависимых подростков старше 15 лет, где они смогут лечиться и стабилизироваться. Аналогичный центр успешно работает в Подмосковье, а у нас его пока нет. Но наша инициатива нашла поддержку в Городской антинаркотической комиссии, уже есть энтузиасты, готовые работать, поэтому осталось лишь принять принципиальное решение на уровне властей. В Колпинской воспитательной колонии для несовершеннолетних нужен социально-реабилитационный центр, где готовящиеся к освобождению подростки адаптировались бы к законопослушной жизни – искали работу, привыкали самостоятельно вести хозяйство. 

Кроме того, хотелось бы в Социальный кодекс вернуть статью, позволяющую предоставлять квартиры родителям тройняшек. Власти должны понять, что это особые семьи, и город мог бы выдавать жилищные сертификаты, как это происходит, например, в Ленобласти. С нашей стороны звучало немало предложений по социальному такси. Конечно, многое упирается в финансирование, но без исполнительной власти нам эти проблемы не решить.

Меня беспокоят и наши матери-одиночки, которых в Петербурге предостаточно. Эту социально незащищённую группу следует материально поддерживать, чтобы у них не возникло желания помещать ребёнка в казённое учреждение – например, предоставить им возможность отдавать ребёнка в круглосуточные ясли. Безусловно, нужно поддерживать и приёмные семьи.

– Кстати, о приёмных семьях. Прошло два года с момента принятия скандального «закона Димы Яковлева». Запрет на иностранное усыновление как-то отразился на количестве петербургских сирот, которые за это время обрели семьи?

– Мы давно шли к постепенному отказу от иностранного усыновления. Но «закон Димы Яковлева» ударил в первую очередь по американским усыновителям, которых в России было немало. Тем не менее спустя год после принятия закона увеличилось количество детей, усыновлённых россиянами, что не может не радовать. Так, в 2013 году в нашем городе в семьи устроены 490 детей-сирот, из них 130 уехали в иностранные семьи, а 360 – остались в Петербурге или уехали в регионы. Но хочу напомнить, что на момент принятия закона у нас были дети, которые уже познакомились с американскими родителями, и наш аппарат пытался добиться, чтобы каждый случай американского усыновления рассмотрели индивидуально. Однако 7 петербургских детей так и остались в сиротских учреждениях. Это сложные дети-инвалиды старшего возраста. 

– Какие реализованные законотворческие инициативы вы можете назвать?

– Самое главное достижение на федеральном уровне, на мой взгляд, – поправки в Семейный кодекс РФ (абзац 7 пункта 1 статьи 127 и пункт 3 статьи 146. – Прим. ред.). Они сняли ограничения на устройство ребёнка в семью, где среди членов данной семьи (детей) есть ВИЧ-инфицированные лица либо лица, страдающие гепатитом (В, С). Ранее усыновители (опекуны), однажды принявшие больного малыша, лишались возможности взять на воспитание ещё одного ребёнка-сироту.

– Насколько мне известно, с вашей подачи были внесены поправки и в Уголовный кодекс?

– Да, 28 декабря 2013 года принят федеральный закон № 380-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Эти поправки были внесены в том числе и после наших неоднократных обращений к депутатам Госдумы в 2012–2013 годах. Мы много раз указывали на тот факт, что формулировка «недостижение половой зрелости», содержащаяся в статьях 134 и 135 УК РФ, позволяет педофилам уходить от уголовной ответственности.

– Но ведь вам удалось повлиять не только на федеральные законопроекты. Многое изменилось и на региональном уровне – так, до 100 000 рублей подняли компенсации усыновителям и почти в два раза увеличилась социальная стоимость путёвки в детские лагеря.

– Это правда, единовременную компенсацию усыновителям подняли до 100 тысяч рублей именно по нашей инициативе. Хотелось бы, чтобы такие выплаты были и при приёме ребёнка в семью. Конечно, это долгосрочная перспектива. Но я надеюсь, что со временем этого можно добиться. Что касается увеличения социальной стоимости путёвок в лагеря, мы неоднократно обращали внимание властей на то, что сумма в 13 000 рублей выглядит смешно при реальной стоимости путёвки в 30–35 тысяч. Мы настаивали на экономически обоснованной оценке, и в результате расчётов стоимость составила 21 тысячу рублей. На последней межведомственной комиссии я озвучила предложение скорректировать сумму исходя из реалий сегодняшнего дня. Я не знаю, воспримут ли мою инициативу на фоне дефицитного городского бюджета, но в любом случае нужно стараться всеми силами поддерживать семьи. И в этом я вижу свою задачу как уполномоченного.

 

Реализованные инициативы детского омбудсмена:

– разработка и продвижение программы постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений;

– инициатива создания программы профилактики отказов от новорождённых и комплексного сопровождения семей, временно помещающих своих малышей в дома ребёнка;

– создание единого городского трёхзначного телефона доверия для детей 004;

– реализация права на образование воспитанников ДДИ со множественными нарушениями;

– участие в разработке и продвижении служб примирения в школах;

– содействие реформированию системы исполнения наказания, выстраивание дружественного к ребёнку правосудия;

– содействие семейному устройству детей-сирот;

– обеспечение детей с редкими заболеваниями лекарственными препаратами за счёт государства;

 

– выплаты матерям-сиделкам (10 000 рублей ежемесячно).

 

когда верстался номер

Полтавченко внёс кандидатуру Агапитовой на должность детского омбудсмена

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко внёс кандидатуру Светланы Агапитовой на должность уполномоченного по правам ребёнка, – сообщил вчера депутат Законодательного собрания Борис Вишневский. По словам парламентария, глава города заявил об этом на Совете фракций парламента.

– Законодательное собрание будет выбирать уполномоченного ориентировочно 24 декабря. Других кандидатов пока не внесено. Я думаю, они будут, но полагаю, что результат выборов предрешён, – сказал вчера депутат, отметив, что поддерживает кандидатуру Агапитовой.

Напомним, в предыдущем интервью «НВ» омбудсмен призналась, что очень надеется заручиться поддержкой губернатора.

 

– Было бы хорошо, если бы Георгий Сергеевич принял такое решение, ведь его поддержка означала бы, что Петербург положительно оценивает мою работу, – сказала Агапитова в конце ноября корреспонденту «НВ». – Если выдвижения с его стороны не последует, буду смотреть...

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.