«История над нами пролилась…» Педагоги не только учили

Выставка «История над нами пролилась…», уже почти год работающая в медиа-центре Балтийской медиа-группы, даёт возможность всем, кто интересуется историей северной столицы, узнать множество подробностей жизни города во время блокады

Выставка «История над нами пролилась…», уже почти год работающая в медиа-центре Балтийской медиа-группы, даёт возможность всем, кто интересуется историей северной столицы, узнать множество подробностей жизни города во время блокады. Все, безусловно, слышали, что в те страшные годы в Ленинграде работали учебные заведения, включая и школы, причём многие из них не закрывали все 900 блокадных дней. Но как именно в тех школах проходили уроки и чем ещё занимались ученики? Об этом тоже рассказывается в биографиях ленинградцев, представленных на выставке. Например, в биографии учительницы Евгении ТРАПЕЗНИКОВОЙ.

Евгения Алексеевна родилась в 1911 году в маленьком городке Карсе и, окончив школу, сначала поехала поступать в медицинский институт в Краснодаре. Однако поступить ей не удалось – абитуриентка не прошла по конкурсу. Зато познакомилась с девушкой из Ленинграда, которая пригласила её в гости. Через год Трапезникова приехала к ней в Ленинград, устроилась там на работу, а потом поступила в Педагогический институт им. А.И. Герцена. К началу Великой Отечественной войны она успела проработать учителем биологии почти пять лет, а кроме того, выйти замуж и родить сына Игоря.

Школы, в которой Евгения в то время преподавала, сейчас не существует: в самом начале войны её переоборудовали в госпиталь, и первое время учителя продолжали работать в ней в качестве помощников врачей. Многие другие школы поначалу тоже закрывались: в них оставалось не так много учеников, так как часть детей удалось вывезти в эвакуацию до начала блокады. Но затем оставшихся учеников каждого района собрали всех вместе в одну школу, и уроки возобновились. Евгению отправили работать в такую «сборную» школу в Петроградском районе. Её мужа к тому времени уже не было в живых – он погиб ровно через месяц после начала войны на Лужском оборонительном рубеже.

Многие ленинградские учителя и ученики жили очень далеко от своих новых школ, и им каждый день приходилось идти на занятия пешком. Евгения жила на проспекте Мечникова в Калининском районе – её путь на работу лежал в прямом смысле через весь город. «Было очень страшно, но выбора не было, нужно было идти», – рассказывала она уже после войны внучке и правнукам. Нередко занятия в школе отменялись, потому что учителей отправляли на разные оборонные работы: они рыли окопы на окраинах Ленинграда или разбирали на дрова заброшенные деревянные дома. Кроме того, всё лето и часть осени, до первого октября, учителя вместе с учениками ездили в ближайшие к городу совхозы на сельскохозяйственные работы. Евгения Алексеевна вспоминала, как её подопечные, ученики четвёртых и пятых классов, собирали морковь, падая с ног от усталости, а она как могла помогала им выполнить установленную норму. А после того как работа в поле заканчивалась, дети шли собирать растущие вокруг листья одуванчиков, которые потом ели.

Тем не менее Евгения была уверена, что ей очень повезло с работой, потому что учителям каждой школы выдавались четыре дополнительные продовольственные карточки на всех, а иногда кроме них они получали ещё какую-нибудь еду – биточки из шрота или соевое молоко. Всем этим педагоги делились с детьми, оставляя себе совсем мало еды.

Продолжила Евгения Алексеевна преподавать и после войны, проработав учителем и завучем больше 40 лет. Не оставила она своё призвание и на пенсии, посвятив себя воспитанию правнуков.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.