У Коми нет другой дороги
Глава республики Вячеслав Гайзер объяснил, почему основной упор в пятилетнем плане региона делается на строительство автотрасс
Глава республики Вячеслав Гайзер объяснил, почему основной упор в пятилетнем плане региона делается на строительство автотрасс
В Республике Коми снова ожила идея пятилеток – именно по пятилетнему плану здесь живут, работают и строят будущее. Но эта программа очень отличается от канувших в Лету – она максимально приближена к действительности, в её реализацию будут вложены все силы. Ведь теперь на Коми смотрят с надеждой – здешние запасы природных ресурсов и географическое расположение делают эту землю одним из самых перспективных регионов страны. Как осуществляется этот план, рассказал глава Коми Вячеслав Гайзер – к слову, местный уроженец, отлично знающий здешние условия и возможности.
По словам республиканского лидера, принятый в Коми пятилетний план развития очень реалистичный, тем более что он создавался вместе с населением:
– У нас более 230 тысяч человек внесли свои предложения в этот план, когда мы его вынесли на обсуждение. Так что это абсолютно народный продукт, очень чётко и грамотно структурированный по срокам, задачам и территориям. Специальные народные комиссии наблюдают за выполнением этих задач, а чтобы власть сильно не засиживалась, у меня все министры и их замы имеют годовой контракт, возобновить который они могут только в том случае, если работали хорошо.
И задача номер один в этой программе, без которой невозможно выполнение других задач, – это строительство дорог в республике. Если посмотреть на карту Коми, то преобладающий цвет там – сплошной зелёный, на севере – белый. Тайгу и тундру прорезают многочисленные реки, между ними раскинулись огромные болота. Дороги в Коми есть только в обжитых районах, а если между обжитыми районами дикая земля, то там летом спасает воздушный транспорт, зимой – накатанный зимник. Территория намного больше, к примеру, Франции, а народу тут и миллиона не наберётся.
Без дорог невозможно развивать добычу сырья, его вывоз и переработку. Сейчас в Коми весь лес, который валят, перерабатывают на территории республики. Но к большинству участков, которые можно было бы использовать, физически не подъехать. Была бы дорога – можно было бы построить перерабатывающий завод, посёлки для рабочих. Была бы дорога – легче было бы подобраться к титановым месторождениям. Если раньше титан Россия закупала на Украине, то теперь самое время подумать о собственных запасах.
В прошлом году построили всего 90 километров новых дорог, но надо учесть, по каким страшным дебрям их пробивали. И вот тут республика решила использовать передовой опыт столичных дорожников. Здесь впервые в Коми будет осуществлено строительство дороги концессионным методом – это когда часть денег даёт государство, а часть – бизнес. В дореволюционной России этот метод использовался нередко, так строился наш Западный скоростной диаметр и строится участок новой трассы Санкт-Петербург – Москва. Так будет построена самая нужная сейчас Коми автомобильная дорога – трасса в Ненецкий автономный округ. Она пройдёт от Сыктывкара через Ухту, Печору и Усинск в Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард. Ведь до сих пор те автомобили, которые гордо ездят по улицам Воркуты и Нарьян-Мара, попадали туда отнюдь не по шоссе. Сейчас нормальная дорога кончается в Ухте, и оттуда надо пробивать 170 километров до границы с НАО, где эстафету должны подхватить ненецкие дорожники. Из этих 170 километров 80 решено разбить на два участка по 40 километров, уже в январе по ним пройдёт конкурс. По словам Вячеслава Гайзера, если рассчитывать только на бюджетные деньги, эта трасса была запланирована на 2024 год.
Кроме автомобильных дорог необходимо заниматься железными, водными и воздушными. К сожалению, знаменитый проект «Белкомур» (железная дорога, которая должна соединить Урал и Белое море) буксует уже который год по разным причинам. Вячеслав Гайзер сообщил, что как только стороны, участвующие в этом проекте, окончательно договорятся о намерениях, начнётся проектирование. Эта трасса очень нужна стране, но пока что всё время находились дела поважнее, и потратить 180 миллиардов рублей на неё никто не хотел. Как считает глава Коми, больше тянуть нельзя, потому что отсутствие этой дороги тормозит развитие нескольких важных регионов, но, к сожалению, не Вячеслав Гайзер главный в этом проекте.
Зато, как похвалился глава Коми, удалось полностью сохранить всё ранее существовавшее железнодорожное сообщение, в том числе пригородное, ни одну линию не забросили и не разобрали. То же – с перевозками по воде, учитывая, что до некоторых населённых пунктов только так и можно добраться: закуплены новые суда и паромы, и они успешно курсируют. И гордость правительства Коми – авиаперевозки: удалось реанимировать все внутренние рейсы! Для этого пришлось восстановить все аэродромы в райцентрах, закупить новые чешские самолёты. Более того, поскольку обнаружилась востребованность в перелётах и за пределы республики, местное авиапредприятие готово выполнять и их, для чего приобретены бразильские машины.
между тем…
Воркута станет опорой для АрктикиУтихли давние разговоры о том, что Воркуту вообще расселят и бросят. Теперь город заполярных шахтёров официально включён в Арктическую зону России и будет развиваться, по словам Вячеслава Гайзера, как опорная точка для освоения Арктики. Здесь есть железная дорога, аэропорт и военные аэродромы, сюда зайдёт автомобильная дорога Сыктывкар – Нарьян-Мар, а главное – здесь живут и работают люди. Период массового закрытия шахт прошёл, сейчас стали открывать новые, но реанимировать кольцо обветшавших посёлков вокруг города не станут. Изношенные посёлки разбирают, чтобы их руины не портили окружающий вид и не служили прибежищем маргиналов.
Заброшенный шахтёрский посёлок облюбовали лётчикиСамый отдалённый из воркутинских шахтёрских посёлков – Хальмер-Ю. Посёлок был расселён уже давно, в 1996 году, когда закрыли здешнюю шахту. Всех жителей переселили в Воркуту, многие сделали это не добровольно, но жить в мёртвом посёлке, отключённом от всех систем жизнеобеспечения, было невозможно. Брошенными остались многоквартирные здания, Дом культуры, прочие постройки. Уже 8 лет территория принадлежит Министерству обороны РФ, которое стало использовать строения посёлка как учебные цели для лётчиков.
Соколовка остаётся без авиасоколовВ 20 километрах от столицы Коми Сыктывкара находится недостроенный аэропорт Соколовка, заброшенный более 20 лет назад. В конце 1990-х годов огромный современный комплекс был готов на 80 процентов, но дальше все работы прекратились. До сих пор в Сыктывкаре работает старый аэропорт. Во-первых, взлетать и садиться чуть ли не в центре города небезопасно, во-вторых, аэропорт давно нуждается в реконструкции, в-третьих, он занимает столько места, что ещё пол-Сыктывкара там можно построить. Вот бы Соколовку достроить! Но это федеральный объект, и республиканская власть не может к нему подступиться, а передать аэропорт в собственность республике федералы не хотят уже много лет. А ведь у него полоса, пригодная даже для огромных магистральных самолётов, и он задумывался в своё время как резервный аэропорт для трансконтинентальных рейсов. Пока что по слабо охраняемой территории недостроя бродят туристы-сталкеры да одичавшие собаки.