Украина. Политика. Церковь
Для канонической Православной церкви на Украине настали тяжёлые времена
Для канонической Православной церкви на Украине настали тяжёлые времена.
В начале декабря в Калининграде после освящения храма Александра Невского предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл в своей проповеди, в частности, сказал:
– Будем молиться здесь особенно, чтобы он (Александр Невский. – Прим. авт.) хранил Россию от нападений. Чтобы никогда не было никакой войны между Россией и Западом, чтобы никто не пугал нас этой войной и чтобы у нас никогда не иссякли силы стоять на страже жизни нашего народа.
Этой проповеди предшествовала отдельная молитва о мире на Украине, вознесённая в ходе литургии предстоятелем РПЦ.
При этом надо отметить предельную осторожность патриарха в высказываниях на эту (украинскую) тему, которую он демонстрировал в течение последнего времени. И такая сдержанность вполне объяснима: с началом гражданской войны Украинская православная церковь Московского патриархата (которая является частью РПЦ) была разделена линией фронта – того, что разделяет нынче надвое Украину. Более того, разделение прошло и по душам её клириков и прихожан, часть которых выступают за «единую Украину», а часть поддерживает непокорную Новороссию.
– Мне с самого начала размежевания было интересно, как скоро местная иерархия признает новую власть (в ДНР и ЛНР. – Прим. авт.), – высказался по этому поводу протодиакон Андрей Кураев. – Тот, кого радуют знаки солидарности церкви с киевской властью, не имеет права осуждать знаки солидарности церкви с властью луганско-донецкой. И наоборот. Православие везде одно и то же.
Что же касается российского клира РПЦ, то он в большинстве сочувственно относится к отмежевавшимся от Киева повстанцам. Например, ещё летом в тогда осаждённый Донецк была доставлена знаменитая Тихвинская ополченная икона Божией Матери. Чудотворный образ и своё благословение передал ополченцам настоятель Тихвинского Богородичного Успенского монастыря архимандрит Евфимий (Шашорин). Рискнём предположить, что патриарх Кирилл не мог не знать заранее об этом знаке поддержки ополченцам.
Между тем Киев, похоже, по умолчанию считает, что все священники Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) на территории, находящейся под контролем повстанцев, солидарны с этими повстанцами. Иначе как объяснить обстрелы православных храмов? Во всяком случае, сообщения о таких обстрелах приходят регулярно. Так, недавно председатель Народного совета ДНР Андрей Пургин сообщил, что в ходе боевых действий на территории Донецкой народной республики пострадало около 60 храмов. При этом, как считает Пургин, огонь вёлся целенаправленно.
А согласно «Белой книге», которую ведут священнослужители УПЦ МП, за последние месяцы на Украине было совершено 62 нападения на церкви Московского патриархата, три священнослужителя убиты, два десятка храмов (все они находятся на Юго-Востоке Украины) разрушено. Впрочем, на обстрелы мечетей в зоне АТО жалуются и мусульмане.
Так или иначе, во время встречи с генеральным секретарём Всемирного совета церквей Олафом Твейтером в октябре этого года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал эту организацию обратить внимание на дискриминацию людей по языковому, национальному и религиозному признаку, которая, по его оценке, наблюдается на Украине.
В России религиозные гонения в соседней стране, разумеется, вызывают возмущение.
– Необходимо собирать международный трибунал по всем эпизодам преступлений украинской власти, но на базе ООН будет сложно провести это решение, и надо проводить его на базе стран СНГ, – считает директор Московского бюро по правам человека, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.
А какова же реакция УПЦ МП? Митрополит Киевский Онуфрий в своём письме к президенту Украины Петру Порошенко, в котором перечислялись сообщения о гонениях на церкви Московского патриархата, был вынужден не требовать суда и возмездия, а лишь смиренно попросить о прекращении такой практики.
Что ж, в столь сложной политической и военной обстановке архиереи канонической Церкви вынуждены вести себя как можно более осторожно…
Взять недавний скандал с освящением неким батюшкой знамён ополчения Луганской республики. Председатель отдела внешних церковных связей УПЦ, митрополит Луганский и Алчевский Митрофан резко отмежевался от этого эпизода.
Напомним, в статье об избрании киевским митрополитом Онуфрия («НВ» от 15.08.2014) мы предположили, что служение предстоятеля будет нелёгким. К сожалению, наши прогнозы сбываются.
...Тем временем на прошедшем в Риме Синоде католических епископов, посвящённом проблемам семьи, председатель отдела внешних церковных связей МП митрополит Иларион обвинил украинских грекокатоликов в том, что они поддерживают неканонический «Киевский патриархат» в его интригах против Московского патриархата. Действительно, процесс сближения раскольников из «Киевского патриархата» и униатов имеет на Украине место. В него пытаются втянуть и представителей канонической Церкви – УПЦ МП.
Недавно, например, разразился громкий скандал с так называемым «Ровенским меморандумом о создании единой поместной церкви на Украине», родившимся в недрах Ровенской городской администрации. Его подписали представители и униатов, и «Киевского патриархата», и… УПЦ МП. Причём при подписании документа, по многочисленным свидетельствам, из уст грекокатолических священников раздавались слова о «новой унии».
Впрочем, позже униаты и архиереи УПЦ свои подписи под документом дезавуировали. Есть свидетельства, что православных иереев заставил это сделать лично митрополит Онуфрий.
Вообще грекокатолические священники с самого начала открыто поддерживали Майдан и последующий государственный переворот. Большую часть капелланов украинских частей, воюющих против ополчения, тоже составляют именно они (наряду с представителями «Киевского патриархата»).
Есть среди них и вовсе одиозные личности вроде «беснующегося капеллана» Николая Зализняка, которому принадлежат такие слова:
– За каждого из наших лягут их (ополченцев. – Прим. авт.) десятки. Они пришли сюда, потому что им нужна наша земля. Они хотят, чтобы мы отдали им нашу землю. Мы сделаем это, но наоборот: не им землю, а их отдадим нашей земле! «Любите врагов ваших». Да! Но особую любовь к нашим врагам проявляла, проявляет и будет проявлять наша святая украинская земля! Она с любовью принимает всякого ордынца, всякого захватчика, всякого врага, который пришёл, ступив на нашу землю, чтобы её осквернять.
Как видим, «батюшка» не остановился даже перед тем, чтобы кощунственно исказить слова Спасителя…
Между тем Папа Римский Франциск заявил, что его встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом препятствуют именно события на Украине.
Здесь уместно будет привести подлинные слова понтифика, которые большинство СМИ процитировало в смягчённом варианте:
– Я сказал патриарху, что подъеду, куда ему нужно. Пусть скажет, и я приеду. Но в связи с войной у бедняги столько проблем, что встрече с Папой придётся подождать.
На столь фамильярное высказывание глава РПЦ ответил через свою пресс-службу то, что всегда говорил про возможную встречу с Папой: этому препятствуют интриги украинских грекокатоликов против канонической Церкви.
После чего (очевидно, в виде своеобразного ответа) папа присылал на Украину своего легата – кардинала Кристофа Шёнборна, архиепископа Вены. И прислал именно на празднование 25-летия легализации униатской церкви на Украине…
– Этим жестом папа Франциск хочет выразить свою солидарность с украинским народом, который сегодня так страдает, – заявил по этому поводу глава украинских католиков Святослав Шевчук.
Как видим, теперь униаты уже позволяют себе говорить от имени всего украинского народа…
прямая речь
Павел Бройде, координатор Всеукраинского апологетического центра во имя Святителя Иоанна Златоуста:
– Как известно, первая попытка отделить Украинскую православную церковь от русского православия была предпринята ещё в 1992 году. Тогда бывшей партийной номенклатуре, внезапно ставшей элитой независимой Украины, очень хотелось управлять не только политикой, но и духовной жизнью граждан. Срабатывала такая тоталитарная рефлексия, при которой очень хотелось подчинить себе церковь. На этой почве и возник тогда филаретовский раскол. Этой же почвой воспользовались униаты, которые совместно с националистами разгромили три западные епархии УПЦ. Власть закрывала глаза на эти бесчинства, надеясь таким образом склонить УПЦ к автокефалии (независимости от Московского патриархата).
Тогда не вышло, но попытки имели место постоянно. А после известных революционных событий в Киеве все те, кому давно хотелось разорвать единство УПЦ и РПЦ, сочли, что это их звёздный час и что на волне напряжения в обществе и военных настроений им удастся наконец-то добиться своего.
Сначала пошли в ход угрозы и клевета. Началась полномасштабная кампания очернения УПЦ в СМИ. В чём только не обвиняли церковь – вплоть до терроризма. Особенно постарались СМИ господина Коломойского. Фактически общественное мнение начали готовить к гонениям на УПЦ, заранее оправдывать их.
Особая концентрация чёрного пиара пришлась на период перед Архиерейским собором УПЦ 13 августа. Инициаторам антицерковной кампании хотелось таким образом принудить церковь к автокефалии. Но эффект оказался противоположным – сторонники автокефалии получили на Соборе только один голос.
…Сложно представить историю Украины без православия. И сложно представить себе УПЦ вне единого православного пространства с Русской церковью. Политические отношения изменчивы. Меняются эпохи и меняются ситуации, а вместе с ними и настроения в обществе. Те, кто сегодня ратует за отделение от РПЦ по политическим мотивам, часто забывают о том, что совсем недавно сами ездили в Москву и решали там политические или бизнес-вопросы. Их позиции изменчивы как ветер. А духовные узы – вечные. Это категории совершенно иного порядка. Но людям, которым политика ближе, чем вера, это сложно понять. Они смотрят на церковь через политические очки. И сквозь них ошибочно воспринимают УПЦ как инструмент политического влияния Москвы. Отсюда и ненависть…
Протоиерей Георгий Гуляев, пресс-секретарь Донецкой епархии УПЦ, настоятель Свято-Игнатьевского храма:
– Для церкви в Донбассе минувший год стал временем испытаний на твёрдость нашей веры и наших принципов. Знаете, мы всегда традиционно за богослужением молились о мире во всём мире, но так искренне, как сейчас, о мире мы ещё никогда не молились.
Сегодня серьёзное искушение для православных под давлением или перед выгодой стать подспорьем для политиков. Но церковь в целом не может себе этих вещей позволить. Сегодня приходы Донецкой епархии находятся по обе стороны фронта. И между нами проложили вполне ощутимую границу с блокпостами, паспортным контролем, досмотрами. Но это границы человеческих претензий на землю и они могут меняться, а для верующих земля – это Божий дар.
Юрий Черноморец, доктор философских наук, религиовед:
– Каждый раз, когда начинаются официальные или неофициальные переговоры Киевского и Московского патриархатов или Киевского патриархата с Автокефальной церковью, камнем преткновения становится принципиальная позиция Киевского патриархата, который предлагает всем другим просто присоединиться к ним и признать патриарха Филарета главой. Никаких конструктивных сценариев конфигурации будущей поместной церкви не предлагалось. Филарет хочет умереть патриархом Киевским, и это главная причина, по которой объединение не происходит.