На вкус и цвет... архитектора нет – 2

«НВ» продолжает рассказ о примерах неудачной застройки городов-спутников Петербурга. Сегодня в центре внимания – Петергоф

«НВ» продолжает рассказ о примерах неудачной застройки городов-спутников Петербурга. Сегодня в центре внимания – Петергоф

В номере от 26 ноября 2014 года «НВ» рассказывало читателям о том, какими домами застраивается исторический центр Царского Села. На взгляд неспециалиста, называть здания, на которые мы обратили внимание, неудачными слишком смело, однако «НВ» в данном случае опирается на мнение архитектурного критика Алексея Хваля, который, как и любой другой критик – кино-, театральный или музыкальный, – оперирует своими экспертными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Следующим пунктом нашей экспертной экскурсии по городам-спутникам Петербурга стал Петергоф.

 

Северный модерн не получился

 

Ради жилого комплекса на улице Аврова, 26, вырезали кусок Александрийского парка. Девелопер «ДМ-инвест» предложил два дома с дорогими квартирами. Один из них он чрезмерно смело назвал «Усадьбой Шумилова». В рекламной статье застройщик писал: «В прошлом такая усадьба действительно существовала, но в 1920-е годы она погибла в результате пожара. <...> К счастью, сохранились фотографии. Они-то и послужили отправной точкой нового строительства».

Сказать, что появившийся жилой дом не имеет ничего общего с настоящей усадьбой Шумилова, – значит не сказать ничего. Вместо скромного особнячка явился трёхэтажный домина с высоченной крышaей. Автором проекта стал бывший архитектор «ЛенНИИпроекта» Борис Богданович.

По мнению Алексея Хваля, северный модерн, который так пытался воспроизвести Богданович, у него не получился. Да и в целом новостройка не просто хуже дореволюционного прототипа, но и, по выражению Хваля, «дворняжистее»:

– Беспорядочная композиция, слишком заметные и никак не обыгранные жестяные скаты крыш, плохие пропорции, некрасивая прорисовка деталей.

 

«Портит вид окрестностей Ольгина пруда»

 

 

 

 

Этот жилой дом на Разводной улице, 12, появился на месте в Петергофе, которое у всех на виду, на берегу Ольгина пруда рядом с Сампсониевским каналом. До парадного дворцового комплекса меньше 300 метров. Как же застройщики получили столь лакомый кусок земли?

Здесь во второй половине 1980-х годов начали строить один из корпусов НИИ ВМФ. Но, по понятным причинам, финансирование кончилось, и получился недострой.

Государству оказалось проще продать его, чем доделать. В итоге по проекту 1-й мастерской «ЛенНИИпроекта» он стал жилым домом. Его главное «украшение» – бесчисленное количество балконов на всех четырёх фасадах.

– Постройка портит вид окрестностей Ольгина пруда. Постмодернизм в его наиболее унылом виде. Неприятное объёмное решение, вялая композиция, плохие пропорции, некрасивая прорисовка деталей, – удивляется Алексей Хваль.

 

«Купол и крыша некрасиво исполнены»

 

 

 

 

Это здание расположилось прямо в сквере, что в центре Торговой площади, ближе к Ольгину пруду. Изначально проект делового центра, задуманный столичной фирмой «Интеко», представлен как воссоздание прежнего дома – ратуши, построенной в 1914 году по проекту Александра Миняева. Однако позднее застройщик заявил, что инвестиционный контракт не содержал требований по восстановлению исторического облика здания, так как собственно здание было утрачено, а чертежи отсутствовали.

В процессе изменилось и функциональное назначение. Поначалу сообщалось, что в здании откроется апарт-отель, предназначенный для размещения VIP-гостей. На сайте подрядчика даже прописано, что в здании предполагается 14 номеров. В компании «Интеко», однако, заявили, что никакого отеля на этом месте не планировали строить, а возведён туристический информационно-деловой центр. Ну а сейчас новодел продаётся.

Проект «воссозданной» ратуши предложила «Студия-44» Никиты Явейна. Крупными окнами она обращена к Ольгину пруду, а задним фасадом – к остаткам сквера на Торговой площади.

– Здание выглядит недавно подновлённым послевоенным вокзалом в провинциальном городке. Двойные окна неприятны сами по себе и не укладываются в пропорции ни двух-, ни трёхэтажных классицистических зданий. Купол и крыша очень некрасиво нарисованы и исполнены. Детали под классицизм вялы и непривлекательны, – оценивает наш эксперт Хваль.

 

«Пропорции и детали не на высоте»

 

А вот жилой комплекс «Династия» на Фабричной улице, 15, – недострой уже нашего времени. Его начали возводить в 2010 году, но так и не закончили.

Под комплекс отвели кусок земли между Фабричной канавкой, Санкт-Петербургским проспектом, Троицким ручьём и Знаменской улицей. В 2006 году КГИОП согласовал проект двухэтажных жилых домов. Всего – 12. Но затем они подросли на этаж. Проект «Династии» делала мастерская «Союз 55» Александра Викторова.

Домики разбросаны по вытянутому участку в шахматном порядке. Фасады решены в современном понимании исторической архитектуры.

– Большинство домов представляют собой постмодернистские переложения сталинских детских садов. Пресным намёкам на классицистическую стилистику не хватает собственной характерности в пропорциях и рисунке. Композиции партерных фасадов двух домов с угловыми фонарями более интересны и напоминают некоторые европейские постройки двадцатых годов. В целом пропорции и детали не на высоте, – отмечает Алексей Хваль.

 

Портит вид на собор

 

В 2010 году в самом центре столицы фонтанов открыли гостиничный комплекс «Новый Петергоф» на Санкт-Петербургском проспекте, 34. Под него отдали территорию на побережье Ольгина пруда между Петропавловским собором и Правленской улицей.

Проект, разработанный «Студией-44» Никиты Явейна, включил два разных вида работ: сохранение и ремонт двух деревянных домиков на Правленской, а также строительство современного здания на остальном участке. Сам Явейн говорит, что если бы «деревяшки» ему не дали сохранить, то он вообще бы в этом деле не участвовал.

В итоге здесь вырос отель «Новый Петергоф». Он состоит из шести как бы самостоятельных трёхэтажных домиков, но объединённых. Верхний этаж решён как мансардный.

Алексей Хваль видит в получившемся объекте «провинциальное переложение скандинавских построек девяностых годов, лишённое элегантности и качества исполнения прототипов».

– Очень неприятны мансардный этаж и портал. Облицовка под доски отсылает к облику двух соседних деревянных зданий, но её пластмассовая текстура производит странное впечатление. Большие окна нижнего этажа, как обычно, закрыты изнутри от взглядов с улицы, – говорит Хваль.

Но больше всего Хваль – да что там архитектурный критик – и многие петергофцы сожалеют, что новостройка закрывает вид на собор. И теперь его целиком можно сфотографировать разве только с противоположной стороны Ольгина пруда.

 

К счастью, в Петергофе нет больших нарушений градостроительного характера. Кроме вопиющего случая – проекта Явейна «Новый Петергоф». Причём на общественных слушаниях было 14 вариантов, и тогда выбрали стилизованный проект. Но в итоге построили просто безобразие. В основном же застройка идёт на «Птичке» (район птицефабрики) за Суворовским городком, и она не связана с историческим центром Петергофа.

Татьяна Прохорова, председатель Петродворцового отделения ВООПИиК

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.