А давайте подадим на Хайо в суд!

Собкор «НВ» изучил реакцию немецких спортивных функционеров на провокационный телефильм, обвиняющий российских атлетов в употреблении допинга

Собкор «НВ» изучил реакцию немецких спортивных функционеров на провокационный телефильм, обвиняющий российских атлетов в употреблении допинга

Как же мне не нравятся обобщения – «Германия», «немцы», «русские», «Россия»… Это я о статьях и комментариях в русскоязычном сегменте интернета, посвящённых двухсерийному фильму, который повествует о допинге в российском спорте. Фильм этот, названный его создателем, немецким журналистом Хайо Зеппельтом, «Тайный допинг: как Россия одерживает победы», ваш корреспондент, в отличие от многих спорщиков, посмотрел недавно по ARD. На мой взгляд, рассматривать сие творение как мнение всех немцев или как попытку Германии принизить российский спорт – чрезмерно. Пусть своё право на уничижительные обобщения отстаивает герр Зеппельт. В суде.

Впрочем, об этом позже. А пока – о реакции вполне конкретных немцев на утверждения Зеппельта о том, что – цитирую – «допинг в России получает поддержку на государственном уровне».

Президент МОК Томас Бах призывает своих коллег воздерживаться от досрочных выводов. Ему вторит член совета Федерации лёгкой атлетики Германии Гельмут Дигель:

– Преждевременные суждения не имеют никакого смысла.

Президент Федерации немецких тяжелоатлетов Кристиан Баумгартнер не видит в применении допинга российской исключительности: эта проблема характерна для многих стран, она стара как мир.

Вольфганг Пихлер, бывший тренер российских биатлонисток, в свою очередь «готов прозакладывать свою голову за этих спортсменок»:

– Белые вороны есть в любой стае, но говорить обо всех – просто бред!

А знаменитый немецкий биатлонист Арнд Пайффер говорит:

– И представить себе не могу, чтобы в такой большой стране существовала государственная система поддержки допинга.

Перечислять спортивных функционеров и столь любимых отечественными СМИ «простых немцев», только пожимающих плечами от увиденного по ARD, можно до бесконечности.

Что касается официальной позиции германских спортивных федераций относительно детища Зеппельта, то, пожалуй, её лучше всего характеризует заявление главы Международного союза велосипедистов:

– Не пристало нам, как союзу, комментировать содержание телевизионных передач.

Посему – не стоит обвинять всех немцев скопом, равно как и всю Германию, в злопыхательстве по отношению к российскому спорту и в «безоговорочной поддержке» своего земляка, создавшего скандальный фильм.

Будем справедливы: немцы действительно неравнодушны к теме допинга в спорте – но отнюдь не исключительно в российском. Знали бы вы, какие тут гремели бури, когда уже упомянутый Союз велосипедистов лишил два года тому назад всех званий и наград единственного семикратного победителя «Тур де Франс» – внимание: американца! – Лэнса Армстронга. Как пилили здесь за допинг немецких велогонщиков Яна Ульриха и Патрика Зинкевица. Как «пытали» на предмет употребления стимуляторов местную легенду альпинизма и экстремального скалолазания Рейнгольда Месснера.

Вывод: на мой взгляд, в Германии прекрасно знают, что у допинга, как и у преступности, нет национальности. За него здесь достаётся на орехи всем. И своим, и чужим.

Если же говорить о том, что кто-то порет горячку, предлагая рассматривать творение Зеппельта в качестве «вещественного доказательства», то подобный упрёк следует адресовать скорее не «всем немцам», а конкретному британцу – главе федерации лёгкой атлетики этой страны, Эду Уорнеру. Это он призывает сейчас завершить расследование в считаные недели – то есть до конца года. Это он напутствует ИААФ принять «меры быстрые и решительные». Справедливости ради отмечу: даже мистер Уорнер, тёртый калач, оставляет за собой право на «если». То есть до итогов эвентуального судебного разбирательства он не позволяет говорить себе о какой-либо виновности российского стороны.

Не сочтите за ёрничанье, но лично я хочу… поздравить весь российский спорт и всех нас с появлением на канале ARD фильма Хайо Зеппельта. Эту мою лишь на первый взгляд парадоксальную позицию нетрудно объяснить. Посудите сами. Все как один отечественные спортивные функционеры утверждают, что пресловутая киношка – поклёп, провокация и хула на российский спорт. Не доверять, допустим, министру спорта России Виталию Мутко, президенту Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА) Валентину Балахничёву и исполнительному директору РусАДА Никите Камаеву у нас с вами нет никаких оснований. А раз оно так и правда за нами, то следующим шагом должны стать иски к создателю «документального» фильма и к каналу ARD.

На Западе функционирует система независимых судов, и посему можно рассчитывать на беспристрастное рассмотрение таких исков. Что касается обобщений, упомянутых мной в первых строках, то любой грамотный юрист подтвердит, сколь уязвимо уже само название фильма – «Как Россия одерживает победы». «Вся» Россия? «Любые» победы? Одно только это «красное словцо» от Хайо Зеппельта тянет на миллион евро в качестве компенсации за моральный ущерб.

Я за эту идею, поданную отечественным компетентным лицам, и копейки не прошу. Пусть все деньги, которые российской стороне удастся отсудить у Зеппельта, ARD и прочих СМИ, раскручивающих «факты» из «документального» фильма, будут направлены на развитие детско-юношеского спорта в стране.

 

прямая речь

Валентин Балахничёв, президент ВФЛА

– Всероссийская федерация лёгкой атлетики (ВФЛА) считает фильм, вышедший на немецком телеканале ARD, провокацией, направленной на подрыв российского спорта. В результате даже беглого просмотра фильма сразу возникают обоснованные сомнения в достоверности смонтированных в нём материалов.

Виталий Мутко, министр спорта России

– Заявления, сделанные спортсменами немецкому телеканалу, бесспорно, серьёзные и не могут остаться без внимания с нашей стороны. В отношении всех тренеров и специалистов, фамилии которых озвучены в фильме, мы проведём тщательное расследование. И если представленные обвинения действительно имели место, откроем дела. Продемонстрированный фильм зародил подозрения в чистоте российского спорта. Однако зачастую лица, уличённые в применении допинга, пытаются оправдаться, сваливая всё на неправильную систему.

Артём Пацев, юрист, представляющий интересы ВФЛА

– Мы затребовали доказательства от немецких журналистов – мы их не получили. Они игнорируют наши попытки получить нередактированные версии, чтобы понять, действительно ли так говорили, или же это предмет монтажа. Если нам не удастся получить доказательства от них в надлежащем порядке – добровольно, то существует способ получения доказательств через суд. Пока неизвестно, сколько будет исков и когда их будут подавать. Грубо говоря, мы не хотим огульно, задрав штаны, бежать в суд подавать иски. Надо же проверить, вдруг есть такие факты.

Владимир Казарин, тренер Марии Савиновой, которая в фильме якобы признаётся в употреблении допинга

– Фильм видел, это полный бред. В кадре? Да, это я. На сборах в Киргизии Степанова пришла ко мне в гостиничный номер, снимала это скрытой камерой. А дальше какие-то таблетки. Откуда они там взялись? Я вообще без понятия. Я ей эти таблетки не давал. Это монтаж, всё подстроено. То же самое и в эпизоде с Марией Савиновой. Там её слов вообще не слышно, только якобы перевод на немецкий. Маша сейчас беременна и её в такое время вообще нельзя беспокоить, а тут такое творится.

Юлия Степанова, бывшая российская спортсменка, сделавшая для фильма записи с помощью скрытой аппаратуры

– У нас есть доказательства. Их намного больше, чем могло показать немецкое телевидение. Нельзя было показывать доказательства в течение всех 60 минут. Мы надеемся, что Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) и Всемирное антидопинговое агентство (WADA) свяжутся с нами, чтобы получить весь материал.

справка «нв»

Вечером 3 декабря немецкий телеканал ARD выпустил в эфир документальный фильм журналиста Хайо Зеппельта, в котором рассказывается о систематическом применении допинга российскими легкоатлетами. В фильме демонстрируются видеозаписи, которые сделала скрытой камерой бывшая российская легкоатлетка Юлия Степанова, проживающая сейчас в Германии. На них олимпийская чемпионка 2012 года в беге на 800 метров Мария Савинова рассказывает, как принимала допинг. В другом эпизоде демонстрируется, как её тренер Владимир Казарин даёт запрещённый препарат другому спортсмену. Также в фильме приводятся свидетельства того, что многократная победительница международных марафонов Лилия Шобухова, уличённая в употреблении допинга, заплатила 450 тысяч евро руководству Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА), чтобы её допустили к участию в Олимпийских играх 2012 года в Лондоне. Кроме того, в фильме выдвигаются обвинения в адрес Российского антидопингового агентства (РусАДА) в том, что его руководящие сотрудники были задействованы в схеме поставок допинга российским легкоатлетам.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.