Городу сделают прививку «перельманита»

В Петербурге появится центр занимательной науки, аналогов которому нет в мире

 

 

В Петербурге появится центр занимательной науки, аналогов которому нет в мире

На территории строящегося «Лахта-центра» откроют «Мир науки» – уникальный комплекс для детей разных возрастов, призванный возродить интерес молодёжи к точным наукам. Его хотят интегрировать в общую систему образования: кроме интерактивных экспозиций в центре заработают и детские научные лаборатории, курировать которые будут ведущие технические вузы города. Соглашение о создании центра с ОАО «Газпром» город подписал в конце декабря. Планируется, что посетителей он сможет принять уже в 2017-м.

На самом деле идея создания «Мира науки» зародилась в недрах Университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО), 10 лет назад вуз даже получил за разработанную концепцию Государственную премию. Были отдельные попытки реализовать задумку, однако всё закипело, когда в НИУ ИТМО узнали, что в проект «Лахта-центра» заложили музей науки. Стороны объединили усилия. Недавно на заседании Межведомственного совета по сотрудничеству «Газпрома» и города решили создать автономное некоммерческое объединение «Мир науки». Пока его учредителями выступили администрация Петербурга и Университет ИТМО. Однако планируется, что в дальнейшем к нему присоединятся порядка десяти технических вузов – именно они станут отвечать за научную деятельность в рамках центра.

Впрочем, идея не так уж нова. Подобный центр в городе уже существовал – в 1932 году знаменитый физик, популяризатор научных знаний Яков Перельман открыл в Ленинграде первый в мире Дом занимательной науки. Он просуществовал ровно десять лет. За это время через учреждение прошли десятки тысяч школьников, получивших, по меткому выражению тех лет, «прививку острого перельманита» и навсегда заболевших наукой. Декан естественно-научного факультета НИУ ИТМО, консультант создания интерактивного центра науки и техники профессор Сергей Стафеев убеждён, что сегодня такое учреждение необходимо не только городу, но и всей стране.

– Наша цель – вырастить новое поколение учёных, – говорит Сергей Константинович. – Ни для кого не секрет, что сегодня интерес к наукам у молодёжи практически на нуле. На технические специальности подаются выпускники с самым низким баллом ЕГЭ, и то – в последнюю очередь. Посудите сами: сегодня возраст специалистов, умеющих читать технические чертежи, в основном за семьдесят. О чём тут говорить?

В концепцию «Мира науки» заложены две составляющие: собственно центр занимательной науки и учебно-научный центр. К первому относится эксплораториум, поделённый на разные тематические разделы и интерактивные экспозиции. Это коммерческая часть проекта, сюда станут продавать билеты, здесь будут действовать образовательные программы. Дети всех возрастов смогут изучить различные природные, физические, химические явления, например, испытать себя в условиях турбулентности, создать грозовой разряд или заглянуть внутрь человеческого организма. Деятельность эксплораториума построена по принципу edutainment – образование плюс развлечение. Сергей Стафеев убеждён, что этого недостаточно.

– В чём проблема таких центров по миру? В них не продумано продолжение, – считает Сергей Стафеев. – Там есть мини-лаборатории, научный центр, но ребёнок выходит за дверь – и на этом познание заканчивается. Даже если он возвращается во второй или в третий раз, он всего лишь посетитель.

Вторая часть проекта – учебно-научный центр – как раз и направлена на продолжение. Здесь разместятся профильные лаборатории, где ребята под патронажем студентов и аспирантов технических вузов смогут проводить свои мини-исследования, вести проекты, ставить научные эксперименты. Причём бесплатно. Вуз должен оснастить лабораторию оборудованием и обеспечить квалифицированными кадрами, платить которым он будет из своего кармана. Взамен он получит потенциальных абитуриентов, по крайней мере на это очень рассчитывают создатели «Мира науки». Они подчёркивают – такой двухчастной структуры нет нигде в мире.

 

– Это наше ноу-хау, – отмечает Сергей Стафеев, – осталось только его реализовать. 2015–2016 годы – подготовительный этап, на котором мы должны выковать кадры, научиться работать со школами и детьми, опробовать оборудование. Мировые примеры показывают, что определяющей является не архитектура и не сами экспонаты, а методики и люди. Доказано, что после 5–6-го класса у детей пропадает мотивация к обучению. Если мы не «зацепим» школьников в этом возрасте – делать что-либо бесполезно.

 

Наша цель – вырастить новое поколение учёных. Ни для кого не секрет, что сегодня интерес к наукам у молодёжи практически на нуле. На технические специальности подаются выпускники с самым низким баллом ЕГЭ, и то – в последнюю очередь. Посудите сами: сегодня возраст специалистов, умеющих читать технические чертежи, в основном за семьдесят. О чём тут говорить?

Сергей Стафеев, декан естественно-научного факультета НИУ ИТМО, профессор, консультант создания интерактивного центра науки и техники

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.