На дорогах – снег. А в головах?
Журналист «НВ» попытался понять, почему автомобилисты с таким трудом отказываются от поездок на работу на личном транспорте
Дворников на дорогах меньше, чем автомобилей. А должно быть наоборот
Однажды я попал в Берлин, когда там ударила, как уверяли меня немцы, настоящая русская зима. Утром за окном было восемь в минусе, и снегу за ночь нашвыряло по самую щиколотку. Столичные каналы радио и телевидения прерывали свои программы каждые четверть часа и предупреждали берлинцев, что сегодня на своём автомобиле лучше не выезжать. «Битте, – просили ведущие, – воспользуйтесь общественным транспортом».
Никакого другого транспорта у меня в Берлине не было, поэтому я воспользовался советом с лёгким сердцем. Но, судя по всему, рекомендациям последовали и те, у кого свой автомобиль имелся. Трафик на улицах был непривычно слабенький – что-то среднее между ранним-ранним утром и поздним-поздним вечером. Хорошо помню, как по Унтер-ден-Линден вереницей ползли пяток автомобилей со скоростью, которую так любят любители бега трусцой – джоггеры.
Ничего удивительного, скажете вы, ведь в Берлине такой снегопад – огромная редкость, как, впрочем, и шипованная резина, зато автобусы просто прекрасны – ходят часто, строго по расписанию и очень комфортные. Всё так, но дело не только в этом. Немцы хоть и упёртый народ, но в отличие от русских на первое место ставят здравый смысл, а не привычку, не дешёвый престиж обладателя личного авто и тем более не высокомерное отношение к тем, кто ездит в «скотовозах» и «каждый день добровольно закапывает себя под землю»…
Снегопад, обрушившийся на Петербург в ночь на вторник, – стихийное бедствие, причём по меркам не только Центральной Европы, но и Северной. Однако большинству из нас, как известно, Европа не указ.
По ночам вокруг нашего дома каждый квадратный метр – парковочное место, припозднившийся люд пробирается между машинами бочком. Но вчера утром, выйдя на улицу, я увидел, что моя превратившаяся в сугроб «полюшка» стоит в компании всего нескольких автомобилей. Остальные увезли своих владельцев на работу.
Впрочем, надо думать, увезли не так далеко. Потому что, во-первых, пробки в то утро по всему Петербургу были страшенные, а во-вторых, коммунальные службы не только не спешили убирать снег, но и реагенты с солью насыпали далеко не везде, и потому вслед за утром наверняка наступил «день жестянщика».
Многие наши автовладельцы на подкорке или в генетической памяти несут в своих головах советское представление о том, что своя машина однозначно выделяет тебя из общей массы сограждан, и чем она навороченнее, тем больше выделяет. Таков один из пережитков социализма. Как-то раз один человек мне так и сказал: «Почему вы редко приезжаете на работу на машине? Ведь это престижно». Пришлось объяснить, что на общественном транспорте быстрее, дешевле и удобнее, а престиж должен быть не под пятой точкой, а в голове. Мой собеседник посмотрел на меня так, будто я инопланетянин.
…И всё-таки мы уже не так безнадёжны. Вчера, добираясь на работу в маршрутке, я видел парня в лёгкой осенней курточке и без шапки, который спрашивал, где в нашем районе зарыто метро. Этот, похоже, уже без пережитков.
Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»
комментарии
Борис Вишневский, координатор фракции «Яблоко» в ЗС Санкт-Петербурга:
– Лично я считаю, что заставлять или мотивировать петербуржцев не выезжать в город на своих машинах в снегопад совершенно бесполезно. Законодательное собрание, в свою очередь, никак повлиять на это не может по нескольким причинам. Во-первых, такие вещи могут регулироваться только Правилами дорожного движения. А это юридический акт федерального уровня. Эти правила утверждаются правительством Российской Федерации, и парламент Петербурга тут силы не имеет.
Во-вторых, на мой взгляд, этот запрет будет бессмысленным. Это примерно то же, что запретить людям выходить из домов, когда на улице идёт дождь, чтобы они не промокли. Все призывы городского комитета по благоустройству: мол, граждане, не выезжайте в город в снегопад – борьба со следствиями, а не с причинами. Это комитет должен организовать нормальную уборку города, а не призывать граждан сидеть дома или ездить на общественном транспорте.
Алексей Ковалёв, фракция «Справедливая Россия» в ЗС Санкт-Петербурга:
– Начнём с того, что федеральный закон позволяет субъектам Федерации вводить на своих территориях определённые ограничения. Но ведь подобные ограничения нужно вводить на постоянной основе. Представьте, какой начнётся хаос, если, к примеру, запрет на въезд в город будет вводиться произвольно в какие-то отдельные дни, к тому же никто точно не сможет предсказать, когда именно. Это же абсурд! Это будет просто издевательство над людьми, ведь у всех свои планы, кто-то просто не может обходиться без машины.
В городе есть разнотипные территории, уборкой которых занимаются определённые организации. Есть территории, фактически находящиеся в ведении управляющих компаний, это, например, дворы. А есть те, которыми занимается непосредственно администрация города, – это как раз дороги. Уборка дорог – вопрос работы исполнительной власти. Стандарты выработаны, нужно просто закупить соответствующую технику и вовремя вводить её в работу.
Сами горожане-автомобилисты не должны заниматься этими проблемами. Они платят огромные деньги, которые должны идти на обслуживание дорожного фонда. И единственное, что могут сделать сами горожане, – это добиваться, чтобы их деньги использовались по назначению.
Олег Нилов, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме:
– Я предлагаю дать старт акции Snow Shovel Сhallenge в Петербурге. Её цель – стимулировать чиновников и депутатов лично заняться уборкой заснеженных дворов в связи с погодными условиями и плохой работой коммунальных служб. Суть акции в том, чтобы получивший вызов чиновник или депутат лично вышел на уборку снега во дворе, у офиса, общественного здания. Либо – заплатил 4000 рублей в благотворительный фонд.
Результат работы чиновника должен быть зафиксирован на видео или фото, а вызов отправлен через социальные сети кому-либо из чиновников или депутатов. Первый, кому я адресую свой вызов, – вице-губернатор Игорь Албин, который на днях призвал граждан взять в руки лопаты и «навести порядок хотя бы в своём дворе»