Чуть помедленнее, цены!

Корреспондент «НВ» в течение месяца вела личную статистику роста цен на продукты и рассчитала собственную формулу продуктовой инфляции

 

Корреспондент «НВ» в течение месяца вела личную статистику роста цен на продукты и рассчитала  собственную формулу продуктовой инфляции

Все последние недели уходящего года многочисленные эксперты предупреждали нас о грядущем росте цен на импортные товары, в том числе продовольствие, объясняя это падением курса рубля. При этом чиновники всех уровней клялись «не допустить резкого роста» стоимости отечественных продуктов. А экономисты и вовсе пророчили импортозамещение вследствие повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, цены на продукцию которых, мол, будут куда привлекательнее, чем у иноземцев.

Не дожидаясь данных Росстата, который всегда выдаёт нам «среднюю температуру по больнице», я решила определить собственную «продовольственную инфляцию». И с первых чисел декабря стала собирать чеки на купленные в ближайшем сетевом магазине продукты. Магазин самый рядовой, относящийся к ценовой категории ниже среднего. Продукты выбирала наиболее привлекательные по цене. Набор был строго фиксированный, одного наименования и непременно отечественного производства: зелёный салат в горшочке из областной теплицы, капуста, сыр «Голландский», биотворог, батон «Нарезной», десяток яиц, производимых на одной из птицефабрик Ленобласти, и филе солёной селёдочки. Мяса не употребляю, так что эта категория в чеках отражения не нашла.

По окончании новогодних каникул я извлекла на свет божий стопку чеков и стала выводить «формулу личной продуктовой инфляции». Скажу честно: результаты не порадовали. А главное, в пух и прах разметали заверения чиновников и экспертов, что падение рубля не приведёт к значительному росту цен на отечественное продовольствие. Может быть, не так уж не правы эксперты и всё дело в разном понимании значительности роста? Тогда судите сами…

По данным Росстата, за время новогодних каникул цены на 64 важнейших вида товаров и услуг выросли в среднем на 0,8 процента. Так, среднероссийская цена на плодоовощную продукцию с 1 по 12 января повысилась на 5,7 процента, сахарный песок стал дороже на 5,9 процента, свежие огурцы – почти на 15. Но это, что называется, средняя температура по больнице. Ведь согласно тому же Росстату стоимость проезда в метро с начала 2015 года выросла в России на 2,7 процента, с чем категорически не согласятся петербуржцы, для которых жетончик подорожал на 11 процентов…

Мои данные резко отличались от официальной статистики. Если входящая в так называемый борщевой набор белокочанная капуста российского производства в начале декабря стоила в моём магазине 19 рублей 90 копеек, то за неделю до Нового года она подорожала до 29 рублей 90 копеек. А сейчас за неё просят уже 44 рубля 90 копеек. Сыр «Голландский» за месяц прибавил в цене 17 процентов. Допустим, он сделан из импортного молока или вовсе куплен за границей, а затем перефасован «под российский». Тут я ещё пойму. Но капуста-то!..

Кивать на аграриев – означает лгать. Они эту капусту собрали ещё несколько месяцев назад и продали по весьма скромным ценам крупным плодоовощным базам. Если бы отпускные цены у аграриев росли такими же темпами, как у ритейла в рознице, тогда не только владельцы торговых сетей не вылезали бы из списков миллиардеров «Форбс», но и фермеры. Но селяне по всей стране жалуются, что работают на грани нулевой рентабельности. Может, тогда всё дело в значительной цепочке посредников между производителем и продавцом?

– Торговые сети могут себе позволить иметь минимум посредников, а то и вовсе не иметь их, работая с производителем напрямую, – пояснил «НВ» PR-директор Ассоциации компаний розничной торговли Евгений Великанов. – Сети не заинтересованы просто так, на ровном месте взвинчивать розничные цены. Их маржа практически не увеличивается.

А менеджер одной из торговых сетей, попросивший не называть своего имени, поделился с корреспондентом «НВ» своим видением причин столь стремительного подорожания «борщевого набора».

– С капустой не так всё однозначно, – намекнул он. – Торговые сети не имеют своих хранилищ, поставки осуществляются в основном с крупных плодоовощных баз, которые имеют необходимые мощности. Но тех, у кого хранилища позволяют сохранять товар до лета, очень немного. Так что отечественной капусты к новому году, как правило, уже мало, о чём бы ни гласила надпись на этикетке… Отсюда, возможно, и такой рост цен. С картошкой проще – она дольше хранится…

Но даже если российская капуста в конкретном магазине и не российская вовсе, тогда как объяснить, что разница в цене между нею и бананами из Эквадора составляет меньше половины? Что-то тут не сходится… А вот если вспомнить заявления представителей ФМС о том, что Россию покидают трудовые мигранты, которым становится невыгодно у нас работать из-за падения курса рубля, а также посмотреть, кто работает на оптовых продовольственных базах и владеет ими (то же касается сетей), – тогда можно найти некие объяснения стремительного дорожания отечественных овощей. Или тех же производимых в России круп. Особенно с учётом того, что рост цен происходит по всей стране, опережая «импортные».

Ещё в разгар новогодних каникул резким скачком цен на продовольствие озадачилось и руководство страны. «Нужно сделать всё – вместе с владельцами сетевых магазинов, с аграриями, посредниками, которые так или иначе принимают участие в этих цепочках, – чтобы не допустить необоснованного роста цен», – заявил премьер Дмитрий Медведев во время встречи с министром сельского хозяйства. И отметил, что необоснованным фактором роста цен является «спекулятивная маржа». К процессу «деланья всего возможного» председатель правительства распорядился привлекать и местные власти.

Вскоре и глава администрации президента Сергей Иванов дал наказ прокуратуре следить за ценами на продукты. «Учитывая непростую экономическую обстановку, вы должны помогать отслеживать процесс ценообразования», – заявил он, выступая на торжественном собрании по случаю Дня работника прокуратуры.

Всё бы хорошо, но после развала СССР и ликвидации Госкомцен, который устанавливал единые правила игры, у нас нет законодательно установленных правил ценообразования. Основным элементом цены продукта является торговая надбавка, которая обеспечивает продавцу возмещение всех издержек и прибыль. А аппетиты торговцев, по большому счёту, ничем не ограничены, кроме пресловутых законов рынка. Так что в этой ситуации остаётся делать тем же работникам прокуратуры, которые должны действовать в соответствии с законом? Держать свечку, «отслеживая процесс» рисования продавцом новой цены?

– Работа горячей линии, анализ материалов, поступающих в наш оперативный штаб, показывают, что зачастую процесс ценообразования на важнейшие продукты является категорически необоснованным и спекулятивным, – поясняет председатель Комиссии по социальной поддержке граждан и качеству жизни Общественной палаты РФ Владимир Слепак. – Проведённые встречи с отечественными предпринимателями подтверждают грубые нарушения закона торговыми сетями, которые выражаются в навязывании поставщикам невыгодных условий оплаты за товар, взимании ретробонусов, принуждении к участию в промоакциях и платежам за нужную полку. Всё это вместе с торговой наценкой значительно увеличивает отпускную цену товара. Необходимо отметить, что большинство наших торговых сетей принадлежит иностранным компаниям, а их мало волнуют вопросы социальной ответственности и продовольственной безопасности, что и выявили наши проверки.

– Мы упустили из виду понятие «норма рентабельности», которая всегда отслеживалась в СССР, – в свою очередь отмечает сенатор Николай Пожитков. – Максимум этой нормы должен составлять процентов 30, а не 100 или 500, как сейчас бывает…

Призывы «сделать всё возможное» звучат регулярно. Вспомнить хотя бы заявления чиновников всех уровней о «недопущении резкого роста цен» после введения Россией продовольственного эмбарго 6 августа 2014 года. Правда, во всех подобных случаях остаётся непонятным: резкий рост – это сколько в процентах? Вот подорожание гречки в ноябре в среднем по стране на 54,4 процента, как свидетельствует Росстат, – это резко или не очень?

Но главное, что всегда остаётся самым загадочным в подобных заявлениях, – методы. Все попытки депутатов Госдумы, к которым под занавес прошлого года присоединился и Минсельхоз, провести закон об ограничении торговой наценки как способе сдерживания роста цен терпят крах. Звучащие в ответ на предложение ограничить наценку либеральные мантры о необходимости «развивать конкуренцию», «сокращать административные барьеры» и прочая в реальные действия выливаются редко.

Ну и что остаётся делать чиновникам на местах, перед которыми поставили задачу «сделать всё возможное»? Вести душеспасительные беседы. Иногда положительный результат достигается, особенно когда в случае отказа чиновник грозит начать незапланированный ремонт подъездных путей к торговой точке. Иногда нет…

Говоря о мерах воздействия, можно также вспомнить о принятом пять лет назад законе, позволяющем региональным властям временно замораживать цены на социально значимые продукты в случае их подорожания на 30 процентов в месяц. Но во-первых, чиновники не всегда охотно вмешиваются в ситуацию, а во-вторых, данную ограничительную меру ритейлеры успешно дискредетировали ещё в 2010 году, когда убирали с полок «замороженные» продукты, а после снятия ограничений начинали взвинчивать цены на них быстрее остальных товаров, многократно отыгрывая упущенную выгоду. Так что теперь от этой нормы контролирующие органы стараются держаться подальше…

 

В конце декабря специалисты «Левада-центра», поинтересовавшись у россиян, на чём им приходится экономить, сравнили полученные данные с ноябрьскими. Если в ноябре о вынужденной экономии на продовольственных товарах сообщил 21 процент опрошенных, то уже в декабре их число выросло до 36 процентов. Интересно, как этот процент увеличится в январе?

 

Рост цен на отдельные виды продуктов за прошедшую неделю в петербургских торговых точках различного ценового сегмента

Рис.................... от 0,8 до 9,3 процента

Говядина........... от 1,1 до 8,2 процента

Хлеб чёрный.... от 2,1 до 9,7 процента

Хлеб белый...... от 0,8 до 7,1 процента

Яблоки.............. от 0,5 до 9,4 процента

 

(По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга)

 

комментарий

Наталья Ионга, пресс-секретарь КРПиПР:

– Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности товарных рынков и недопущение ускоренного роста цен на продовольственную продукцию с участием объединений товаропроизводителей, оптовых поставщиков и торговых сетей.

В результате совместной работы по стабилизации розничных цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости одной из торговых сетей принято решение о не повышении с 01.12.2014 по 31.05.2015 минимальных розничных цен на 8 видов продовольственных товаров, таких как макароны, мука, соль, чай, подсолнечное масло, молоко, батоны и сок определённых марок.

Также в Петербурге ведётся работа по поддержке населения: подписаны соглашения о взаимодействии между правительством города и торговыми сетями Петербурга по вопросам предотвращения необоснованного роста и стабилизации розничных цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Многие торговые предприятия города придерживаются политики низких цен, реализуют собственные социальные программы, предоставляя дополнительные скидки социально нуждающимся гражданам, развивают благотворительные программы, помогая детям-сиротам, семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

 

По данным мониторинга комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, в период новогодних каникул средняя цена за литр молока у производителей составила 25,2 рубля за литр, повысившись с начала августа почти на 19 процентов. Килограмм моркови предлагают по 12 рублей. С начала августа это дороже на 41 процент. Капусту готовы отправить продавцам по 15 рублей за килограмм, хотя с лета белокочанная подорожала на 87 процентов. Солёная селёдка в новогодние праздники стоила у производителей 105 рублей, подорожав с августа лишь на 6 процентов. Причину роста цен на хлеб почти на 10 процентов за тот же период производители объясняют «ростом издержек».

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.