В Петербурге опять снимают кино про ёлки

Нет, речь не об очередной серии «ёлочного» бестселлера Тимура Бекмамбетова. Полноформатный документально-игровой фильм, который снимается на «Ленфильме», расскажет о том, каким раньше был Новый год и как обычай ставить ёлку, начавшийся в России с Петербурга (в начале XIX века), превратил его в наш самый любимый и желанный праздник

Александр Поздняков руководит съёмками игровой сцены в Аничковом дворце

Нет, речь не об очередной серии «ёлочного» бестселлера Тимура Бекмамбетова. Полноформатный документально-игровой фильм, который снимается на «Ленфильме», расскажет о том, каким раньше был Новый год и как обычай ставить ёлку, начавшийся в России с Петербурга (в начале XIX века), превратил его в наш самый любимый и желанный праздник.

– Наверное, у каждого из нас хранится в памяти своя ёлка. И это память не только о нашей семье, о бабушках и дедушках, которые тоже наряжали ёлку, когда были молодыми, – сказал Александр Поздняков, автор сценария и режиссёр фильма. – Новый год для россиян – одна из социальных и эмоциональных констант, нечто вроде национальной идеи, скрепляющей и объединяющей нашу большую страну...

Конечно, новогодняя ёлка здорово менялась с годами, но неизменными оставались радостные чувства от ожидания праздника, эти надежда и предчувствие счастья знакомы были и нашим родителям, и дедушкам-бабушкам, и…

Взять, например, ёлочные игрушки, которые в изобилии присутствуют в фильме. До революции ёлки в петербургских домах было принято украшать чем-то съедобным, сладким, вкусным: печеньем, конфетами, мандаринами и грецкими орехами, завёрнутыми в фольгу. К концу праздников все эти украшения утилизировались (съедались), а ёлка сжигалась в печи. А вот ёлки в немецкой слободе уже тогда стояли украшенные стеклянными фигурками: куклами, домиками, шарами. После революции ёлки запретили, так как страна боролась с религиозным культом, а вновь вернули главный атрибут праздника только в 1935 году. И игрушки в то время стали соответствующие: дирижабли и самолёты, пограничники с собаками, лыжники в ватных штанах. В 60-х на новогодних деревьях стали произрастать кукуруза и ржаные колосья, а на ветвях повисли блестящие спутники и ракеты. Следующее поколение украшало ёлку героями мультиков – всякими дюймовочками, зайцами, котами в сапогах и гномами, не забывая, конечно, про красные лучистые звёзды. До сих пор эти игрушки хранятся весь год в коробках где-то на антресолях, а перед праздником хрупкие игрушки бережно извлекаются из старых пожелтевших газет.

В картине мы увидим много документальных кадров (в том числе и из кинохроники «Новости дня», которую показывали перед сеансами в кинотеатрах) и вспомним в разные годы ёлки у Гостиного Двора, в Таврическом и Аничковом дворцах, на Елагином острове; ещё раз увидим, как веселилась ребятня, какими были тогда зимние забавы и что за подарки доставал из таинственного мешка Дед Мороз. Для того чтобы мы могли представить себе, как проходил праздник в семье российского императора, в фильм вставили игровую сцену, в которой венценосных особ играют профессиональные артисты.

О том, каким был в их детстве Новый год, вспоминают Эдита Пьеха, Борис Эйфман, Андрей Могучий, Вячеслав Полунин.

Фильм покажут к следующему Новому году на одном из петербургских каналов.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.