Его атланты держат небо...

Малоизвестные подробности жизни выдающегося русского скульптора Александра Теребенёва, со дня рождения которого исполнилось 200 лет

Малоизвестные подробности жизни выдающегося русского скульптора Александра Теребенёва, со дня рождения которого исполнилось 200 лет

Однажды, работая в библиотеке, я случайно наткнулся на любопытный документ. В журнале «Архитектурный вестник» за 1860 год были напечатаны  воспоминания некоего Гавриила Афанасьевича Балушкина, мраморщика, начинавшего трудовую деятельность каменотёсом у Александра Теребенёва. Заметки эти содержат довольно подробные описания встреч с учителем, рассказ о работе артели, указания петербургских адресов выдающегося скульптора и трагическое повествование о его последних днях. 

…Непростой была судьба художника, создавшего целый ряд блистательных скульптурных работ, и поныне украшающих наш город (статуи Мудрость и Правосудие на Иорданской лестнице Зимнего дворца, одна из скульптур Адмиралтейства, кариатиды дворца Бельведер в Петергофе). Александр Теребенёв рано остался без отца. Усердно учился и много работал. Получил признание и заказы. Разбогател. Стал академиком Императорской академии художеств. Женился по любви. А умер в 44 года в Обуховской больнице в нищете, больной и всеми забытый, – как Левша. Его могила на Волковом кладбище не сохранилась. 

Работа над фигурами атлантов («теламонов», как их именовал архитектор Нового Эрмитажа Лео фон Кленце, по имени мифологического героя «Одиссеи») началась в 1845 году. Тогда ещё Теребенёв жил в тесной квартирке на Большой Конюшенной (две комнаты и кухня), в этом же доме он снимал флигель для рабочих, трудившихся в мастерских манежа у Зимней канавки. В девять утра скульптор приходил на работу, обходил каждого каменотёса и говорил ему: «Бог на помощь», поясняя и показывая, как обрабатывать сердобольский гранит. Иногда дарил мастерам по 3–5 серебряных рублей «на чай» за хорошую работу. Каждому из рабочих «было назначено своё дело, к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». Над лицами же атлантов скульптор работал сам. 

Однажды мастерскую посетил император Николай I, который долго разглядывал работы ваятеля, «соизволив пройти с ним под руку по всей мастерской», как вспоминает Гавриил Балушкин. Выходя на улицу, государь приказал полковнику Есаулову выдать каждому из 150 рабочих по 5 рублей – «на кашу». И с тех пор царь, прогуливаясь по набережной, не раз заглядывал в рабочие помещения на Зимней канавке.

Летом 1848 года вспыхнула эпидемия холеры. Для своей артели Теребенёв приобрёл горчицу, спирт, мяту, прованское масло, фланель для больных и нанял доктора, что помогло пережить эпидемию: умерли всего шесть рабочих. Осенью «теламонов» водрузили на крыльцо Нового Эрмитажа, а в 1850 году, после открытия музея, Теребенёв был удостоен креста Святой Анны в петлицу. «Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже», – заключил фон Кленце.

Пока были заказы, семья Теребенёва не бедствовала. Вместе с супругой Авдотьей Алексеевной и детьми он переезжал из одной квартиры в другую, всякий раз более просторную. В доме Китнера у Конюшенного моста его квартира состояла из 14 комнат, и платил за неё скульптор около 3000 рублей серебром. В конюшне держал четырёх лошадей, на которых летом выбирался на дачу в Петергоф. 

Но вскоре начались несчастья. Работы стало мало. Теребенёв хотел купить каменный домик на 9-й линии Васильевского острова, внёс 4000 задатка, а оставшуюся сумму не уплатил в срок. По решению суда его семью выселили, задаток же вернуть не удалось. И художник оставил службу, уволившись без пенсии. Стало совсем плохо. Большая часть имущества была распродана, жить было не на что.

Однажды, пишет Гавриил Балушкин, к нему пришёл скульптор и, рыдая, попросил денег на переезд – хозяину прошлой квартиры он задолжал аж 30 рублей! Через некоторое время больной художник оказался в долговом отделении арестного дома. Супруга начала за него хлопотать, подала прошение великой княгине, но заболела. Вскоре в больнице в Коломне она умерла от оспы.

Оставшись один, Теребенёв скитался по дачам, нередко ночуя в каморке у дворника или на скамейке у дома. Случалось ему спать на Семёновском плацу и в парках…

18 июля 1859 года возле Обуховской больницы Балушкин встретил сына Теребенёва Нестора, который проводил его к умирающему художнику. 31 июля несчастного художника не стало. Балушкин дал денег на похороны, панихиду, извозчиков, в «Санкт-Петербургских ведомостях» было опубликовано сообщение о смерти. Отпевали Александра Ивановича Теребенёва в церкви Волкова кладбища. Через шесть недель Балушкин поставил на могиле своего хозяина памятник и крест из голубого мрамора, на котором были начертаны слова: «Претерпевший до конца, да спасён будет».

А творения выдающегося скульптора и сегодня нас восхищают. Как поёт Александр Городницкий:

И жить ещё надежде

до той поры, пока

атланты небо держат

на каменных руках.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.