Лес рубят, деньги летят
Вологодские депутаты подозревают крупных бизнесменов в масштабном обмане региональных властей
Вологодские власти столкнулись с неожиданной проблемой. Крупные лесоперерабатывающие компании добиваются статуса приоритетного инвестора – ведь вместе с ним они получают часть расчётной лесосеки на выгодных условиях. Вот только потом они далеко не всегда выполняют взятые на себя обязательства. Этой проблемой сейчас озаботились областные депутаты.
В официальных отчётах чиновников от лесного комплекса ситуация, правда, выглядит достаточно радужной. Так, сейчас в регионе реализуется аж 17 инвестпроектов, направленных на глубокую переработку древесины. Общий объём заявленных инвестиций превышает 6 миллиардов рублей. Три таких проекта уже реализованы. Самый крупный из них – это модернизация Череповецкого фанерно-мебельного комбината. Закончены также работы на ЛДК № 2 в Вытегорском районе и Сокольском ДОКе, который более чем в два раза увеличил выпуск домов из клеёного стенового бруса.
Реализация 14 оставшихся проектов номинально сулит области дополнительные инвестиционные поступления и создание как минимум 4000 новых рабочих мест. Но когда именно они будут созданы, да и будут ли вообще, сейчас большой вопрос.
Получая для своего инвестпроекта статус приоритетного (а для этого объём декларированных вложений в производственную сферу региона должен составить не менее 300 миллионов рублей), лесопромышленная компания чуть ли не автоматом получает и ряд солидных льгот. В их числе изначальное резервирование лесосеки с 50-процентной скидкой арендной платы.
Причём заявивший о своих намерениях инвестор имеет право заготавливать лес ещё на предварительном этапе реализации проекта. В теории предполагается, что полученные от продажи древесины средства будут направлять на создание деревообрабатывающей инфраструктуры. Однако на практике многие бизнесмены лишь заявляют о своём намерении развивать производство, а на самом деле просто используют льготный лес, под разными предлогами оттягивая начало строительства обозначенных в инвестпроектах цехов и производственных корпусов.
Сейчас три ранее заявленных инвестпроекта в лесном производстве на территории Сямженского, Шекснинского и Великоустюгского районов уже исключены из списков как бесперспективные. Ещё один наглядный пример недобросовестного поведения инвесторов явил собой Кичменгско-Городецкий район (кстати, его официальным брендом является именно лес!). Меняющиеся инвесторы уже три раза переносили заявленные сроки начала строительства новых перерабатывающих мощностей, всё это время не забывая заготавливать лес на льготных условиях.
– Действительно, отдельные негативные примеры имеют место, – признаёт начальник областного департамента лесного комплекса Владимир Сипягов. – Чтобы устранить имеющиеся перекосы, департаментом принято решение о поэтапном предоставлении инвестору зарезервированной для него лесосеки исходя из фактического положения дел со строительством заявленных мощностей.
Но большинство депутатов считают, что этих мер недостаточно.
– Сегодня привлечение инвесторов сменилось погоней за дешёвыми лесными участками, – говорит председатель комитета по экономической политике и собственности Вологодского ЗСО Евгений Коротков. – Считаю, что для того, чтобы статус приоритетных получали лишь действительно перспективные проекты, необходимо к этой работе привлекать профессионалов, в том числе из числа депутатов-промышленников Законодательного собрания.
Это заявление прозвучало после того, как стало известно, что решение о включении того или иного проекта в перечень инвестиционно-приоритетных принимается комиссией из пяти человек, далеко не все из которых являются работниками департамента лесного комплекса и специалистами в лесной сфере.
тем временем…
Маленьких обижают?Ситуация с псевдоинвесторами обострила ещё одну проблему. Из-за того что значительная часть лесосеки изначально резервируется под крупные инвестпроекты, представителям малого и среднего бизнеса даже в «своих» районах зачастую не хватает лесных участков.
– В Усть-Кубинском районе для крупных инвесторов «забронированы» 104 тысячи гектаров лесосеки, а для местных представителей малого бизнеса оставлено только чуть более 100 гектаров, да и тех в заболоченной местности, – рассказала депутат Людмила Ячеистова. – Понятно, что есть требования Лесного кодекса, и также понятно, что контроль за крупными лесопользователями наладить проще, чем за небольшими, но такого перекоса с резервируемыми объёмами, как сейчас, быть всё же не должно.
Кстати, на днях лесозаготовители Усть-Кубинского района опубликовали в одной из местных газет открытое письмо, где утверждают, что не против крупных инвестиционных проектов, «направленных на развитие экономики всей страны». Но только на условиях нормальной конкуренции, которая в данном муниципалитете, по заверениям авторов текста, отсутствует. В том числе и потому, что даже свободные от «брони» участки лесосеки теперь распределяются на редких аукционах, которые крупным лесозаготовительным компаниям с их ресурсами и финансами выиграть значительно легче.
В ответ на это представители департамента заявляют, что Федеральным агентством лесного хозяйства подготовлен и направлен в Госдуму законопроект по проведению аукционов на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для мелкого и среднего бизнеса на условиях краткосрочных договоров, что должно исправить ситуацию. Но этот закон если и будет принят, то позже. А работать и кормить свои семьи мелким лесозаготовителям нужно сейчас.
прямая речь
Георгий Шевцов, председатель ЗСО:
– К сожалению, вскрываются факты, когда крупный бизнес заявляет о реализации инвестиционного проекта, представляет его как приоритетный и иллюстрирует свои намерения красивыми картинками, не подкреплёнными реальными делами. А затем, получив соответствующий статус, по факту лишь производит вырубку леса, не строя производственных объектов.
Областная прокуратура, проведя проверку, выявила факты, что комиссия принимает решения о включении проектов в число приоритетных без должного изучения намерений инвестора. В результате лучшие леса отдаются под инвестпроекты, а малый и средний бизнес, который у нас был достаточно хорошо развит, остаётся без лесных участков, а значит, без работы. Эта ситуация нетерпима. Есть предложение создать независимый экспертный совет по определению действительно приоритетных инвестиционных проектов.
Андрей Ворошнин, руководитель Вологодского центра региональной проблематики:
– Ситуация не так однозначна, какой может показаться на первый взгляд. Власти региона иногда действительно вынуждены рисковать, идя на уступки крупному инвестору или пытаясь привлечь его различными льготами. В нынешних непростых для страны политических и экономических условиях наивно предполагать, что потенциальные инвесторы выстроятся в длинную очередь, умоляя регион освоить их «лишние» деньги.
За привлекаемые внебюджетные финансы практически всем российским областям сейчас приходится отчаянно бороться, иногда закрывая глаза на не самую лучшую деловую репутацию появившихся на горизонте партнёров. Да, кто-то из них может обмануть и после освоения «льготной» лесосеки попытается банально сбежать из региона, не вложив ни рубля из обещанных средств. Но с такими горе-инвесторами пусть разбираются соответствующие органы. А вот даже если половина заявленных крупных инвестпроектов будет освоена, для региона это станет существенным экономическим подспорьем.
Да, малый и средний бизнес, в том числе и в лесной отрасли, безусловно, стоит поддерживать. Но, делая это, нужно сравнивать и ту налоговую отдачу, которую привносят в бюджеты крупные и малые лесозаготовители. Несмотря на все заверения и декларации, реальной отдачи от вторых пока, к сожалению, не так уж и много. К тому же именно среди небольших предпринимателей, как показывает практика, чаще всего распространены схемы ухода от налогов и выплат теневых зарплат.