«Образ доярки в резиновых сапогах уже неуместен»
Как производитель сельскохозяйственной продукции борется с кризисом, «НВ» рассказал глава крупного агроконцерна Юрий Брагинец
Концерн «Детскосельский» объединяет более двух десятков предприятий на территории Петербурга, Ленинградской и Воронежской областей и считается одним из самых динамично развивающихся агропромышленных холдингов России. Успех компании прост – руководство делает ставку на переработку производимой предприятием продукции: мяса, молока и овощей. Ощутили ли сельхозпроизводители последствия санкций, «НВ» рассказал президент концерна Юрий Брагинец.
– Разговоры о плачевном состоянии российского сельского хозяйства не утихают. Панических настроений среди покупателей, слава богу, нет, но и чуда от отечественного производителя тоже не ждут. Каково на самом деле положение дел?
– То, что разваливали годами, за день не восстановить. Но сил положено немало, и, несмотря на трудности, наш концерн развивается стабильно. Мы продолжаем наращивать производство молока, мяса, овощей. В этом году объёмы производства молока увеличены на 30 процентов, и оно высшего качества. Молоко востребовано на рынке, мы поставляем его на заводы в Петербург, Липецк, Московскую область, производим сырьё для высококачественной продукции – детского питания, йогуртов, творогов. Вопрос импортозамещения на рынке Петербурга решить в одиночку, мы, конечно, не в состоянии, поскольку он слишком велик.
– Город постоянно наступает на сельхозпроизводителя, отбирает земли, застраивает их. Вам земли достаточно?
– Это больной вопрос. Мы обрабатываем около 60 тысяч гектаров, но этого недостаточно. Думаем об увеличении земельных площадей, в частности, под выращивание картофеля и кормов для скота. Не открою тайны, сказав, что в Ленобласти много пустующих земель, но какие они и чьи? Мы просто вынуждены учитывать личные интересы собственников, а также то, что Петербург разрастается. В этом ничего плохого нет. Просто земля должна принадлежать тем, кто трудится на полях, кто её обрабатывает.
Сейчас мы уделяем пристальное внимание вопросам мелиорации. В этом году восстановили около 700 гектаров земли. Есть специально разработанная пятилетняя программа. Ежегодно планируем приводить в порядок от 500 до 600 гектаров. Только так мы добьёмся намеченных показателей и будем конкурентоспособными. И вопрос с импортозамещением будет решаться быстрее. Каждый гектар должен работать. Мелиорированные земли, надо сказать, дают неплохой результат: капусты в этом году выращено около 900 центнеров с гектара, моркови – более 600, свёклы – более 500. Объёмы выращенного картофеля тоже удовлетворительные. То есть уровень урожайности на сегодняшний день высокий и наша продукция востребована наравне с ввозимой. Но урожай мог бы быть куда выше, а линейка продукции – шире.
– Много говорится о том, что селу без помощи государства обойтись трудно. Вы чувствуете поддержку?
– Поддержка есть, но это не панацея от всех бед. Посудите сами: финансовая система страны нестабильна, рубль обесценивается, банковские деньги дорогие, цены на горючее и электроэнергию продолжают расти. Ещё одна проблема – дорогая иностранная техника и её комплектующие. Мы бы рады работать с отечественными машинами, но их нет. Цены практически на все товары и услуги ползут вверх. Вслед за ними дорожает и наша продукция, потому что себестоимость увеличивается. Кстати, если взять европейские стандарты себестоимости производимой продукции, то мы находимся в заданных рамках. Только вот мы – не Европа. Поэтому повторю: если мы хотим проводить политику импортозамещения и обеспечения продуктовой безопасности страны, то необходимо подумать о проработке комплексных, общероссийских мер с привлечением государства, бизнес-структур и банковской системы. Потому что сельское хозяйство – это больше чем бизнес, это – уклад жизни. Сегодня техническое оснащение сельскохозяйственных предприятий усложнилось. Современной техникой должны управлять высококвалифицированные специалисты. Представьте себе комплекс доения на полторы тысячи коров стоимостью в десятки миллионов долларов. Образ доярки в резиновых сапогах здесь уже неуместен.
– Сравнительно недавно в Петербурге прекратила работу сеть ваших магазинов. Почему?
– Несколько лет мы пытались сделать сеть магазинов востребованной и прибыльной. Но конкурировать с сетевиками невозможно: в Петербурге их доля составляет почти 70 процентов рынка. Мы приняли решение не распылять силы и направить их на развитие мощностей по производству, доработке и переработке нашей продукции. Торговлю же будем налаживать, заключая договоры с сетями, в том числе и запуская их на свои площадки. В чём мы выиграли? Во-первых, мы сосредоточились исключительно на производстве – направление, которое знаем досконально. Во-вторых, нам удалось уйти от затрат на аренду торговых площадей и начать сотрудничество с сетевиками.
– На ваш взгляд, каковы перспективы сельхозпроизводства в России?
– Я, конечно, оптимист и надеюсь на лучшее. Однако должен признать, что после упадка сельского хозяйства наш крестьянин всё ещё не реабилитировался. В последние несколько лет в стране многое делается, чтобы исправить положение, но чтобы решать вопрос продовольственной безопасности, необходимы серьёзные усилия и вложения. Путь, надо сказать, непростой, поскольку после 1990-х нам пришлось фактически начать с нуля.