Собака несчастная очень опасна
Терроризирующие Ленинградскую область стаи бродячих псов легко могут забрести на окраины Петербурга
О том, что бродячие собаки давно не дают покоя жителям Ленинградской области, свидетельствуют многочисленные обращения жителей в районные и муниципальные администрации. О регулярных нападениях безнадзорных животных на людей, в том числе и на маленьких детей, можно прочитать в блогах и сообщениях СМИ.
Весной прошлого года Ленобласть потрясла трагедия в садоводческом массиве «Пупышево» в Волховском районе. Дачницу прямо на её участке атаковали шесть собак. Стая буквально разорвала пожилую женщину. Пострадавшая скончалась от многочисленных рваных ран.
С тех пор летальных исходов после нападения бездомных собак в Лен-области не было. Но число атак на людей не уменьшается, а в некоторых регионах, наоборот, с каждым месяцем стремительно возрастает.
Не всякая гуманность во благоС этого года в Санкт-Петербурге контроль и, соответственно, отлов бездомных животных передали в руки частного бизнеса. На «санитарную очистку» выделено 25,3 миллиона рублей, и этой суммы, видимо, хватает. В последнее время ситуация с бродячими собаками в некоторой степени выправилась, по крайней мере на улицах города их стало заметно меньше. Совсем иначе обстоят дела в Ленинградской области, где лишь недавно доработали региональный закон «О безнадзорных животных». Поэтому выделенные средства по районным администрациям пока не распределили. Соответственно, к отлову и стерилизации там пока не приступили. Так и получается, что сегодня бездомные псы, сбившись в стаи, безбоязненно бродят по области, терроризируя местное население.
Потенциальная опасность существует и для города. Независимо от того, насколько хорошо с этой проблемой справляются в северной столице, в любой момент эти одичавшие животные в поисках еды могут забрести и в окраинные районы Петербурга. Особенно в Курортный и Красносельский, где никакой преграды, даже в виде многополосной кольцевой, не существует.
Безусловно, эта проблема не возникла из ниоткуда. В немалой степени вина за происходящее лежит на беззаботных дачниках, которые заводят домашних питомцев на сезон, а потом, покидая осенью свои шесть соток, хладнокровно вышвыривают их. В итоге несчастные создания вынуждены скитаться по улицам в поисках пропитания и ночлега.
И тут всегда находятся сердобольные граждане, которые, вместо того чтобы отвести бездомное животное в ближайший приют, начинают его прикармливать. «Мне их так жалко!» – говорят они, приучая собак к каждодневному паю. При этом сострадальцы убеждены, что дело их благое. Но, как показывает практика, это не совсем так.
Своими действиями человек, сам того не желая, постепенно приманивает всё большее количество бродячих собак. Именно это способствует тому, чтобы они сбивались в стаи, наглели, становились крайне опасными. Звериный социум начинает охранять территорию, и в этой ситуации они способны напасть на ребёнка и даже взрослого человека, который, сам того не подозревая, окажется на их земле. Вот и получается, что не всякая гуманность во благо. В случае с бездомными собаками она приводит к страху, а тот порождает насилие как крайний способ защитить себя и близких. В результате бродячих животных истребляют самыми варварскими способами.
Строили, строили…Закон «О безнадзорных животных в Ленинградской области» был принят чуть больше года назад. С его помощью власти надеялись наконец-то обезопасить жителей региона, свести к минимуму риск распространения заболеваний. Решить задачу уменьшения популяции бродячих псов планировали максимально гуманными методами.
Однако с принятием документа практически ничего не изменилось. Судя по всему, законодатели немного просчитались, передав полномочия по решению проблемы областным органам исполнительной власти, а не районным или местным администрациям. Странный выбор, ведь именно в городских и сельских поселениях лучше всего владеют ситуацией, знают, как обстоят дела с безнадзорными животными и могут оперативно подсчитать, сколько средств предстоит потратить.
Возможно, в области посчитали, что они смогут более грамотно распорядиться бюджетными средствами, чем в районах, в случае нехватки перенаправив их туда, где проблема стоит особенно остро. А может, просто побоялись доверить деньги муниципалам.
Так или иначе, но, осознав свою ошибку, парламентарии решили внести в закон новые коррективы. «У области нет возможности отследить обстановку на местах. С принятием поправок в закон мы сможем решать эти проблемы более оперативно», – говорил год назад председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию областного Законодательного собрания Ленобласти Николай Кузьмин.
В сентябре 2013 года комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту подготовил соответствующий законопроект, который, несмотря на злободневность, большинством голосов депутатов был отправлен на доработку. А в мае 2014 года на заседании постоянной комиссии по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению поправки и вовсе были отклонены.
Несмотря на доводы депутата от «Единой России» Олега Петрова, что областным и даже районным администрациям довольно трудно отслеживать численность безнадзорных животных, Законодательное собрание решило передать полномочия не на уровень городских и сельских поселений (так называемый первый уровень), как было задумано сначала, а на второй уровень – районный. Правда, с небольшими оговорками. Дескать, схему сначала обкатают наверху, а потом, уточнив и доработав, ещё раз вернутся к вопросу: стоит ли озадачивать отловом бездомных животных и уходом за ними муниципалов низового звена?
«А вы, друзья, как ни садитесь…»Последние поправки в закон «О безнадзорных животных в Ленинградской области» были внесены минувшим летом. Правда, не совсем те, на которые надеялись на местах. Ничего принципиального, лёгкая корректировка. У приютов появилась возможность возврата стерилизованных безнадзорных животных в среду обитания. Попросту говоря, собак после стерилизации теперь можно вновь возвращать в стаи. Наверное, чтобы им не было скучно. При этом из закона исчезла поправка, на основании которой можно было бы принимать решение об умерщвлении агрессивных безнадзорных животных, не подлежащих социализации. Кстати, такие жёсткие меры могут принимать ветеринары даже в странах с самым гуманным законодательством. Всё-таки человек – венец творения, и его защита стоит на первом месте. Но, судя по всему, в Ленинградской области считают иначе. Напал на вас бродячий пёс, а его даже усыпить нельзя. Да и со стерилизованной собакой не всё так просто. Это не пистолет, в котором сточил боёк, и он не выстрелит. Никогда не знаешь, перестанет пёс быть агрессивным или нет?
Но даже действующий закон исполнять зачастую попросту не на что. Не во все районные администрации дошли деньги. Но и там, куда средства уже поступили, не скоро дело делается. Предстоит долгая и мучительная процедура проведения аукционов для определения подрядчика, который и будет непосредственно заниматься отловом и стерилизацией бездомных собак. Увы, такова на сегодняшний день бюрократическая система. Без неё никак.
И тут уж каждый старается как может. К примеру, в Лужском районе, по словам председателя районного комитета ЖКХ Алексея Бекетова, несмотря на отсутствие средств, дабы ускорить процесс, уже начали подготовку документов на проведение конкурса. Расчёт простой – району пообещали выделить примерно 270 тысяч рублей. Из этого и исходят.
Ещё одна проблема заключается в том, что ещё не все районы Ленобласти имеют свои приюты. Хотя бы для временного содержания бездомных собак. А средств на их создание не предусмотрено. И как тут выполнять закон?
«У нас ближайший приют во Всеволожске. Поэтому каждое пойманное животное нужно везти туда, оплачивать услуги ветеринаров. Всё это влечёт дополнительные затраты. Поэтому у нас есть желание создать свой приют. Но пока нет средств. Я думаю, где-то в начале 2015 года мы выйдем на региональный уровень с этой просьбой», – надеется глава Волховского муниципального района Юрий Олейник.
Вот так и получается. С одной стороны – закон есть. Но как его исполнять, на какие средства и, главное, насколько всё это будет эффективным, сказать не может никто. Тем временем стаи собак по-прежнему бродят по землям Ленинградской области, грозя перекочевать в поисках пропитания в Петербург.
Остаётся призрачная надежда, что хотя бы в будущем году решение проблемы сдвинется с мёртвой точки. Кто бы ещё вложил в головы безалаберных дачников простую истину, завещанную нам Антуаном де Сент-Экзюпери»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Потенциальная опасность существует и для города. Независимо от того, насколько хорошо с этой проблемой справляются в северной столице, в любой момент эти одичавшие животные в поисках еды могут забрести и в окраинные районы Петербурга.