Гага ушёл, попрощавшись с друзьями
Ушёл художник. Ушёл ранним утром 3 февраля. Первым солнечным утром этой тёплой, серой, тусклой питерской зимы. Будто прорезал своим уходом мир, провозгласив напоследок, что за чередой печальных дней всегда наступает свет, возникают радость и яркие краски.
Таким же было его творчество – брутальным, мощным, весёлым и жизнеутверждающим. И сам Георгий Ковенчук был таким – большим мудрым стариком с нежным сердцем и весёлыми рассказами на устах. 2 декабря прошлого года ему исполнился 81 год.
Месяца полтора назад я шла вдоль канала Грибоедова и вспоминала о Гаге – именно так называли художника в артистической среде. Он жил в трёх минутах от Никольской церкви со своей женой Жанной в скромной квартире старого дома. Стены были все сплошь увешаны картинами ленинградско-петербургского и парижского периодов его творчества, уставлены книгами. В этой квартире всегда потчевали чаем и увлекательными рассказами, там гулял кот, и никуда отсюда не хотелось уходить. Тогда у меня возникло желание вновь попасть в уют этого артистического жилья, прихватив с собой диктофон, – оставалось выбрать время, чтобы был час-другой-третий слушать запоем Гагины истории. Но возможности так и не нашлось, и этого ужасно жаль. Последнее время Гага плохо себя чувствовал, лежал в больнице, откуда звонил друзьям, говорил тихим голосом, видно понимая, что пришло время проститься.
Был период, когда мы часто с Гагой перезванивались – он был очень неуспокоенным человеком, его занимало буквально всё: правильно ли работают строители, ремонтируя набережную канала Грибоедова, что делать с деревьями, которые корнями поднимают плиты, куда пристроить кота, взятого у сына. Параллельно он рассказывал о забавных встречах с художниками и писателями, иногда по телефону читал главки из готовящейся к изданию своей книги «Квартира № 8» и уже позднее вышедшей монографии «Я назвал себя Гага». Однажды целый вечер в доме у Гаги был посвящён его воспоминаниям о том, как, например, стал скандальной сенсацией выход в 70-е годы книги «Клоп» по пьесе Маяковского с иллюстрациями художника.
Гага был передовым человеком. Внук знаменитого общественного и художественного деятеля в области русского авангарда Николая Кульбина, выпускник графического факультета Института им. Репина, яркий плакатист, работавший с издательством «Боевой карандаш», в 1969–1972 годах главный художник журнала «Аврора», Георгий Ковенчук часто не вписывался в «линию партии». Его первая персональная выставка в 1971 году была закрыта властями «за формализм».
У Гаги было множество идей. Одна из них – поставить в Париже на набережной Анжу у дома Оноре Домье «Памятник прачке», посвятив его персонажу известной картины художника. Этим Гага хотел подчеркнуть, что герои классического искусства вполне могут быть включены в реалии сегодняшней жизни.
«Авангардист и формалист» Георгий Ковенчук ныне смотрится классиком. Он – целая эпоха искусства XX–XXI веков, и его почерк и стиль современники могут изучать в Третьяковке и Русском музее, где находятся его картины.