Ах, обмануть меня не трудно!

Корреспондент «НВ» выяснила, на какие уловки идут обманщики и как не дать мошенникам обвести себя вокруг пальца

Корреспондент «НВ» выяснила, на какие уловки идут обманщики и как не дать мошенникам обвести себя вокруг пальца

Выгодные предложения и чудодейственные товары периодически попадаются на глаза каждому петербуржцу, однако именно во время кризиса «бесплатного сыра» почему-то становится так много, что даже самые недоверчивые сдаются и тратят свои зарплаты на волшебные носки или исцеляющие таблетки. Увы, всем нам периодически хочется поверить в сказку про молочные реки и кисельные берега, чем с большим удовольствием пользуются недобросовестные предприниматели. Что сегодня предлагают доверчивым петербуржцам мошенники и как не стать их очередной жертвой, выясняла корреспондент «НВ».

Нагадаю миллионы

«Вот уже 50 лет Мария делает удивительно точные предсказания, с помощью телепатии ей всегда удаётся найти пропавших людей, она помогает врачам и полиции», – прочла я в листовке, которую протянула мне бабушка, уверенно заявив, что стала миллионершей.

Оказывается, эта Мария каким-то чудесным образом заранее знала, что 2,5 миллиона рублей достанутся именно моей бабушке, записала её в какую-то акцию и – о чудо! – оказалась права. Условия получения приза простые: нужно всего лишь что-нибудь у компании, которую представляет Мария, купить, а потом они, разумеется, вручат баснословную сумму победителю.

Приходить такие письма начинают обычно после того, как ничего не подозревающий гражданин разгадывает в одной из газет несложный кроссворд или находит под защитным слоем солидный приз, а потом звонит по указанному телефону, чтобы узнать о полагающемся вознаграждении. Тут-то и выясняется, что это только начало акции, и если хочется выиграть 2,5 миллиона рублей, нужно оставить свой почтовый адрес.

Потом в вашем почтовом ящике каждую неделю появляются письма, оформленные по всем законам агрессивного маркетинга: печати, официальные формулировки, подписи, гарантийные сертификаты. Даже в небольшом письме от той самой Марии 16 раз используют личные обращения – вы, вас, ваше. Не искушённых в психологии людей это подкупает и располагает к мошенникам.

Понятно, что чаще всего жертвами становятся пожилые люди, которые в надежде выиграть кучу денег часто готовы на всё: занять у друзей или родственников, взять кредит или отдать все свои накопления. И движет ими не жажда наживы, часто ведь даже не для себя стараются – беспокоятся о детях или внуках. Словом, отличные приманки для мошенников.

Обидно, что гонка за призом под разными предлогами так никогда и не заканчивается, – клиента могут кормить обещаниями по полгода, при этом постоянно требуя от него заказов, а в итоге приз якобы выигрывает кто-то другой. Деньги потрачены, на руках – низкокачественные контейнеры для еды и ненужные наборы шампуров, а юридически к организаторам акции и не подкопаться. Внутри каждого конверта мелким шрифтом, как потом выясняется, подробно прописаны условия лотереи, где сказано: «Настоящая акция конкурсом не является», победителем признаётся вообще каждый клиент, а красивое гарантийное свидетельство – это вовсе и не финансовый документ.

Всего под 2 процента

Микрозаймы петербуржцам предлагают чуть ли не у каждой станции метро. Но теперь взять кредит можно ещё проще – через терминал. Достаточно иметь паспорт и мобильный телефон. Обычно максимальная сумма, которую можно унести с собой, – 15 тысяч рублей, а максимальный срок кредита – 20 дней. Аппарат сначала попросит отсканировать паспорт – главную страницу, а также страницу с пропиской. Затем вышлет на ваш номер телефона SMS-сообщение с кодом заявки, который нужно ввести в специальное поле на экране, после этого автомат радостно сообщит, что кредит одобрен, выдаст деньги и чек, где описаны сумма кредита и сроки его погашения.

Казалось бы, что плохого в том, чтобы взять тысячу-другую, как обычно говорят в рекламе микрозаймов, – до зарплаты? Однако рисков здесь сразу несколько. Во-первых, все обращают внимание на заманчивое предложение – кредит-то предлагают «всего под 2 процента»! Вот только не годовых, а в день. И это только на первый взгляд переплата небольшая – взял 5000 рублей, а через 10 дней вернул 6000, а за год набегает больше 700 процентов. К тому же заёмщику никто не объясняет всех тонкостей процедуры – можно ли погасить кредит заранее, какие штрафы за просрочку, что будет, если автомат неправильно считал данные с паспорта. Наконец, какой бы качественный сканер для паспортов ни был установлен в таких устройствах, всё равно остаётся риск, что документы окажутся поддельными или же попросту не будут принадлежать заёмщику. Правда, на этот случай, как заявляют хозяева кредитоматов, существует целый штат операторов, которые через камеру в терминале сверяют внешность того, кто собирается взять кредит, и фото в паспорте. Но и здесь машину обмануть проще, чем сотрудника кредитной организации при личной встрече.

Квартира за смешные деньги

«Срочно сдам двухкомнатную квартиру в центре Петербурга без посредников за 15 тысяч рублей. Состояние отличное, от станции метро «Звенигородская» всего 5 минут пешком», – гласит объявление. «Ну, чем не сказка?» – радостно подумает какой-нибудь молодой человек, приехавший в северную столицу на заработки с семьёй и уже несколько месяцев ищущий хорошее жильё. Если внизу есть ещё пара подкупающих своей красотой фотографий квартиры, от счастья человеку совсем сносит голову…

Он звонит по указанному номеру и, странное дело, попадает не к хозяину, а в некое «информационное агентство». Там вежливая девушка уверяет, что такое выгодное предложение встречается редко и ему сказочно повезло, а потом между делом говорит, что фирма возьмёт с него какие-то символические 3000 рублей за то, что познакомит с хозяином.

– Да разве 3000 рублей – это деньги? – думает молодой человек, который уже попался на крючок недобросовестных предпринимателей. – Я же столько сэкономлю, если перееду туда!

Приезжает будущий съёмщик в офис, заключает договор, отдаёт деньги и получает заветный номер телефона и адрес. Сотрудница офиса может даже при нём позвонить арендодателю, чтобы убедиться, что гостя в квартире ждут.

Невероятно счастливый клиент мчится на место. И вот тут выясняется, что в квартире его никто не ждёт. И что она вообще не сдаётся. Звонки хозяину ничего не дают – там либо никто трубку не берёт, либо телефон просто выключен. Бесполезны и попытки потребовать с фирмы свои деньги – договор с ним заключали на «информационные услуги», то есть обещали не квартиру сдать, а дать телефон и адрес, что, собственно, и сделали.

Этот классический сценарий уже многие годы разыгрывают с доверчивыми людьми, тем не менее на него продолжают попадаться и сегодня, не догадываясь, что профессиональный риэлтор берёт с вас деньги тогда, когда вам уже передали ключи от квартиры, а не перед знакомством с хозяином.

авторитетно

Должен пройти период «охлаждения»

Галина Козловская, председатель Общества потребителей Петербурга и Ленинградской области

Не стоит подписывать никаких бумаг сразу же, должен пройти период «охлаждения», когда вы со своими подругами, мужем или женой обсудите это, сосчитаете свои материальные ресурсы, а только после этого решитесь на покупку.

К тому же прямой риск – это разносная торговля. Во-первых, можно получить товар, который вам вообще не нужен, во-вторых, он может быть некачественным, а в-третьих, покупатель практически лишён возможности его вернуть. Ведь чаще всего телефон продавца, который приносил товар, после визита к вам работает в лучшем случае неделю – потом его почти невозможно найти.

И конечно, с риском связаны ситуации, когда товары доставляют на дом. Причём не важно, что вы заказали, – мебель, стиральную машину или холодильник. Если тот, кто доставляет, торопится, вам необходимо отметить в накладной, что товар вы не осмотрели. Обычно в документе напечатано: «Претензий к внешнему виду не имею». Эту формулировку стоит вычеркнуть и написать: «Принято без осмотра». Ведь зачастую пожилые люди плохо видят, а на товаре потом могут оказаться сколы, трещины, механические повреждения. И доказать, что их сделали не вы, получится с трудом – нужно проводить трасологическую экспертизу (по силе удара), но всё это морока и головная боль, которую можно избежать.

К тому же стоит покупать вещи там, где поток товара всё-таки большой, а также простая система возврата.

 

Первый признак мошенничества – спешка

Евгения Шестакова, психолог:

– В кризис мы становимся уязвимее, потому что обостряются наши эмоции. В психологии принято считать, что жертва сама провоцирует ситуацию. И это правда, ведь человека, находящегося в особом эмоциональном состоянии (страх, радость, эйфория, печаль, одиночество), легко вычислить – по реакциям, осанке или походке. Каждый день новое сообщение в новостях, кем-то брошенная фраза о том, что всё плохо, ожидание худшего усугубляют ситуацию. Под события, которые развиваются слишком быстро, не успевают подстроиться именно самые незащищённые слои общества, те, кто действует в первую очередь эмоционально, а не рационально, а также с трудом перестраивает свой эмоциональный фон.

С помощью искажения информации мошенник воздействует на интеллектуально-волевую сферу жертвы, тем самым манипулируя ею. Жертва этого не осознаёт. Человек думает, что он действует по собственному желанию, а только после совершения преступления происходит понимание действительности. Кстати, всё это возможно лишь благодаря тому, что жертва обманщика сама в какой-то части обладает свойствами преступника: жадностью, авантюризмом, алчностью. Используя эти качества, мошенник добивается своего.

Бизнес живёт на добавленной стоимости. Он берёт деньги за то, что делает какую-то работу для клиентов. Непорядочный бизнес живёт на отнятой стоимости, поэтому первым признаком мошенничества является спешка. Если вас торопят принять решение, говорят, что есть только сутки, пару часов или оплатить всё нужно и вовсе в течение 15 минут, не верьте. Вас хотят лишить главного – времени для обдумывания решения. Деньги и спешка несовместимы, если, конечно, вы не торгуете на бирже. В основе всех махинаций лежат стремление людей к лёгкой наживе и манипуляции эмоциями.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.