Промышленные регионы выигрывают у сырьевых

Фонд развития гражданского общества подготовил четвёртый интегральный рейтинг российских губернаторов

 

Фонд развития гражданского общества подготовил четвёртый интегральный рейтинг российских губернаторов. Тем, кто ищет ключ к успеху (неважно, в какой именно сфере), стоит присмотреться к бессменным лидерам этого да и всех прочих губернаторских рейтингов: губернатору Калужской области Анатолию Артамонову и Белгородской области – Евгению Савченко.

Казалось бы, ну что такое Калужская область? Провинция, из которой прежде все бежали в сравнительно недалёкую Москву. Ни полезных ископаемых, ни гигантских советских комбинатов, ни даже особых архитектурных и природных красот, только и славы, что там жил Циолковский. Но волею каких-то судеб и губернаторских заслуг она стала самым инвестиционно привлекательным регионом России. Даже самые пугливые зарубежные инвесторы её совершенно не боятся и доверяют местным законам, власти, судам. Область выбрали для размещения своих заводов пять мировых автоконцернов, мировые же лидеры в сфере электроники, химии, пивоварения, а также российские производители оптики, турбин, железнодорожной техники… И даже то, из-за чего область прежде страдала, – отток людей в Москву – сейчас стало её конкурентным преимуществом: теперь столица выступает поставщиком квалифицированных кадров для калужских компаний.

К слову, по аналогичной схеме успешно развивается сейчас Ленинградская область. Она приняла у себя предприятия, которые были в своё время изгнаны из Петербурга, построила новые и вовсю пользуется возможностью качать из северной столицы людей и деньги (в плане банковского обслуживания).

Ещё одну стабильную модель успеха демонстрирует Белгородская область с её почти бессменным (занял пост ещё в 1993 году) губернатором Евгением Савченко. По своему экономическому потенциалу она тоже, казалось бы, не выдающаяся, знаменита в первую очередь своими чернозёмами. Но ведь и соседние Курская, Воронежская губернии считаются чернозёмными. И в отличие от Калужской области иностранных инвесторов на Белгородчине немного – логистика неудобная. Зато Савченко, как и Артамонов, пользуется полным доверием населения и бизнеса. Люди там не боятся заводить свои фермы, брать в аренду земли, открывать различные бизнесы, да и всё прежнее советское производство сохранилось и развивается.

В общем, как показывает пример этих областей, одно из главных достоинств региона – губернатор, которому можно доверять. К слову, в этом же секрет популярности Рамзана Кадырова, главы Коми Вячеслава Гайзера.

А вот большие деньги и большие природные ресурсы, хотя по-прежнему имеют значение, решающим фактором уже не являются. Самый богатый в стране нефтегазовый Ямало-Ненецкий округ оказался на втором месте, его губернатор Дмитрий Кобылкин уступил первенство калужскому губернатору. И не из-за снижения цен на нефть, а потому, что потерял капельку своего авторитета и доверия, заложив в бюджете вызывающе большую сумму на VIP-чартерные авиаперелёты своих чиновников и, конечно, себя. Деньги-то в масштабах ЯНАО смешные – всего 300 миллионов рублей, но в репутационном плане их цена оказалась высока.

Ещё более печален результат другого нефтяного округа – Ненецкого автономного, где рейтинг местного главы упал сразу на шесть пунктов. Говорят, не сработался с местными элитами – сомневаются они в нём.

 

В губернаторском рейтинге можно найти ещё массу интереснейших тенденций: подъём, хотя и неравномерный, дальневосточных областей, улучшение ситуации на Кавказе, то, что промышленные области повсеместно обгоняют сырьевые. Но общим будет именно то, о чём сказано в начале: ключ к успеху – доверие населения и инвесторов к власти и лично губернатору. Вывод из этого напрашивается сам собой.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.