Страсти по «Левиафану»
Жители Заполярья посмотрели скандальный фильм, оценили его художественные достоинства и решили, что он способен изменить их жизнь к лучшему
Заполярная глубинка не может похвастаться ни большим вниманием, ни ухоженностью...
...поэтому местные жители достаточно тепло встретили фильм
Только ленивый ещё не вставил свои пять копеек в дискуссию о фильме Андрея Звягинцева «Левиафан». Картину ругали и хвалили политики, священнослужители, деятели искусств, модные блогеры. Для Мурманской области, где фильм снимался, он тоже стал общественно значимым явлением, повлиявшим на разные сферы жизни.
Слава ещё почти никем не виденного в Заполярье «Левиафана» началась с информационной войны. Критически настроенные по отношению к действующей администрации области информагентства и интернет-ресурсы принялись писать о том, что глава Териберки (где в основном разворачиваются события картины) посчитала фильм оскорбительным для жителей старинного поморского села. Дальше – больше. Появилась информация о том, что губернатор Мурманской области Марина Ковтун якобы запретила прокат фильма на территории региона. Не успели заполярные чиновники от культуры опровергнуть эту новость, как её растиражировали федеральные СМИ. Картину никто, конечно, показывать не запрещал, но авторы «Левиафана» на гребне слухов пообещали обратиться в самые высшие сферы.
Только стихла ситуация с запретом, появилась очередная «громкая» новость о том, что «мэра города, в котором снимался «Левиафан», убили вместе с заместителем». Дело в том, что в картину частично попали виды заполярного Кировска. Только трагедия с убийством чиновников в нём произошла несколько лет назад, когда про «Левиафана» никто и слыхом не слыхивал. Так ничего и не подозревавший Звягинцев из режиссёра превратился в создателя информационной бомбы, активно разрушающей имидж вполне приличного региона. Ну если, конечно, сюжет фильма понимать буквально.
Но, как говорится, нет худа без добра. На волне «Левиафана» вспомнили про глубинку Заполярья. И не только про Териберку. В фильме она предстаёт этаким образчиком депрессивно-алкогольной серости. У села действительно немало проблем. Но начались они не сейчас, а ещё в перестроечные времена, когда во многих небольших населённых пунктах рушился привычный уклад жизни, закрывались местные производства, исчезали промыслы, уезжали люди. Однако те, кто остался, вовсе не превратились в собравших все крайности пессимистов.
Обычные люди, по-северному сдержанные, умеющие радоваться простой жизни, удивили приехавших поглазеть на «рашен клюкву» иностранных журналистов и специально привёзших для демонстрации копию фильма Звягинцева корреспондентов «Дождя». Представители прессы, вероятно, ожидали, что после показа в поселковом доме культуры произойдёт народный бунт и жители, подобно американскому прототипу героя «Левиафана», кинутся разносить мэрию? А получили достаточно мирное обсуждение художественных достоинств фильма. Причём высказаться и поспорить смогли все желающие.
Так, глава Териберки Татьяна Трубилина заявила, что всё в картине очень утрированно, хотя фильм хороший. Кое-кто из жителей с ней не согласился, посчитав, что многое в фильме показано верно. Нашлись и те, по чьему мнению, фильм опоздал и больше отражал действительность 1990-х. Не остался в стороне от дискуссии и бывший глава посёлка – капитан Яранцев, многим запомнившийся побегом на траулере «Электрон» от норвежской береговой охраны. Кстати, остаться мэром у него не получилось из-за того, что котельную в Териберке он отремонтировал без бюрократических процедур. За что схлопотал судимость. А ещё Яранцев предложил восстановить в посёлке рыбофабрику…
Но есть, по мнению зрителей, и другие возможности улучшить жизнь в Териберке. Многие жители говорили о том, что съёмки «Левиафана» могут привлечь туристов. А нужно всего-то ничего – восстановить декорации. Снесённый дом главного героя и разнесённую северными ветрами церковь. Это позволит Териберке следом за Архангельском, где для туристов сохранили декорации «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына», получить новый импульс развития. Но самое интересное – никто из териберцев не увидел в «Левиафане» глобальный пасквиль на Россию или, наоборот, жуткую реальность, или себя. Фильм оценили как историю конкретного человека, сломавшегося под ударами судьбы.
Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области. Фото автора
прямая речь
Валерий Гришко, самарский актёр и режиссёр (на показе в Териберке):
– После моего участия в этой картине, в которой я исполнял роль архиерея, меня много критиковали и коллеги, и журналисты. Скорее всего, в этом повинна политическая ситуация. Однако тот, кто посмотрит фильм внимательно, поймёт, что это очень серьёзное большое произведение искусства, в котором мощный символический ряд сочетается с жестокой правдой действительности. В самой Териберке я не снимался, меня сюда привёз Звягинцев, чтобы я пропитался атмосферой, посмотрел, как живут местные люди. Считаю, что Териберка прекрасна. В ваших краях я служил, работал, снимался в Кандалакше в фильме «Раскол». Думаю, что шумиха вокруг фильма поднялась бы, даже если его сняли в другом месте. Просто идея его задевает.
Сергей Ершов, глава комитета по культуре и искусству Мурманской области:
– В Мурманской области всего 10 кинотеатров. Муниципальный из них только один. Остальные частные и самостоятельные. Поэтому совершенно невозможно представить, как правительство региона или губернатор может запретить показ самостоятельно хозяйствующему субъекту. Кроме того, следует отметить то, что ровно два года тому назад, в январе 2013 года, комитет по культуре и искусству Мурманской области оказывал информационно-организационное содействие режиссёру Звягинцеву и его съёмочной группе в проведении съёмок на территории Мурманской области. Поэтому получается, что одна рука помогала снимать фильм, а другая запрещает показывать его на территории Мурманской области. Со стороны выглядит смешно.
Такое кино псковичам не нужно?