Велосипед. Зима. Дом – работа
Накануне сегодняшней международной акции «На работу на велосипеде зимой» мы испытали все прелести такой поездки на себе
Выхожу из дома. Спускать двухколёсную махину довольно тяжело, хорошо, что у парадной есть пандусы
Сегодня проводится международная акция под названием «На работу на велосипеде зимой». А накануне корреспондент «НВ» Полина Огородникова решила проверить, каково это – добираться зимой от дома на работу на велосипеде – в Петербурге.
Кочка, вторая, третья… зеркало заднего вида моего велосипеда падает в снег, не выдерживая борьбы с неубранным двором. Ключа под рукой нет, а закрутить холодную гайку голыми руками на холоде практически невозможно. Значит, придётся ехать так.
…Несколько минут назад я вывалилась из парадной дома № 88 по Школьной улице с блестящим жёлтым велосипедом. Проходящие мимо соседи бодро со мной здоровались, но в их глазах я отчётливо прочитала: «Сумасшедшая! И зачем ей это нужно?..»
Нередко, стоя в пробках по пути на работу, я думала о том, что эти пять с лишним километров, которые маршрутка в час пик проезжает в лучшем случае за 30 минут, я могла с таким же успехом преодолеть пешком или... на велосипеде. Денег бы сэкономила, да и здоровье бы подтянула. Словом, когда подвернулся отличный повод – международная акция, – сразу ринулась готовиться к будущей поездке: взяла велосипед у коллеги, нашла спортивное термобельё, прочитала несколько блогов опытных веломанов, узнала, где можно пристроить двухколёсный транспорт в редакции.
Вариантов маршрутов от моего дома до места работы – два. Первый – параллельно с общественным транспортом по улице Савушкина, а затем на Каменноостровский проспект (в сумме – 5,2 километра), второй – через ЦПКиО, Крестовский и Каменный острова (6,3 километра). Чтобы не мешать ни пешеходам, ни автомобилистам, ведь велосипедист я начинающий, утром решила поехать именно через парк, хотя эта дорога и на километр длиннее.
В середине пути. Путь через парк полезен втройне: и пешеходам не мешаю, и безопасно, и красиво вокруг
Оделась, как советовали петербургские велосипедисты, не слишком тепло, но особенно тщательно позаботилась о голове, руках и ногах – эти части тела быстрее всего мёрзнут во время езды зимой. Плюс сменила женскую сумочку на рюкзак, куда закинула термокружку с горячим сладким чаем. Утеплившись, всё-таки не смогла отказаться от юбки – велосипед велосипедом, но хочется оставаться девушкой в любой, даже самой экстремальной ситуации.
Итак, первая опасность – скользкая дорога. Если велосипед, как мой, не «переодет» в специальные шины – разгоняться не стоит, ведь слякотная петербургская зима не оставит шансов затормозить сразу
Вторая опасность – неубранный снег, который встречался в таких немноголюдных местах, как проспект Динамо или набережная Малой Невки. Бывало, горки лежали даже на проезжей части, когда на тротуаре уже не было места. В снегу колёса вязнут, а крутить педали становится заметно труднее.
Пару раз сверившись с навигатором, я проехала все три острова и оказалась на четвёртом – Аптекарском, где до редакции уже рукой подать.
На дорогу ушло около 40 минут. Получается средняя скорость – 9–10 километров в час. Не так уж и быстро… Но примерно то же время у меня обычно уходит на ожидание транспорта, пробки и дорогу пешком от остановки до редакции.
– Фух… Приехала, – с заметно поубавившимся оптимизмом говорю охраннику и ковыляю на свой третий этаж.
…К вечеру столбик термометра уверенно пополз вверх, и погода, как это часто бывает в Петербурге, подкинула очередной сюрприз: глубокие лужи, скользкий асфальт и ветер, предательски дующий прямо в лицо.
– Девушка, будьте аккуратней! – советует молодой парень, когда я медленно объезжаю его и ещё несколько пешеходов.
Еду по тротуару. Людей и машин на улице стало в несколько раз больше – петербуржцы возвращаются с работы. Понимаю, что нарушаю правила дорожного движения, но выхода нет – Каменноостровский двигается очень медленно и очень плотно, поэтому девушка на велосипеде в таком транспортном потоке только прибавит проблем, да и погода на редкость скверная.
Хотя этот отрезок пути был немного короче, приехать домой быстрее всё равно не получилось – пришлось лавировать между пешеходами. В итоге – те же 40 минут.
Не без труда поднимаю велосипед до лифта и окончательно убеждаюсь: завтра на работу поеду на родной 690-й маршрутке.
Возвращаюсь с работы. Дорога по обледеневшим тротуарам иногда напоминает полосу препятствий
кстати
Петербург участвует в акции в третий раз. Зимой – впервыеАкция «На велосипеде на работу зимой» зародилась в 1956 году в США, где Лига американских велосипедистов предложила организовывать сначала дни Bike to Work, а потом такие же недели. За океаном акция проводится весной, но в каждом городе (а подобные акции проходят в Риме, Лондоне и многих других европейских городах) выбирают свои даты и сроки.
В последний раз велолюбители Петербурга участвовали в такой акции в сентябре, а ещё раньше – осенью 2013 года. Сегодняшний же массовый заезд по офисам и предприятиям – уникальный, потому что организованно жители северной столицы именно зимой на велосипеды ещё не пересаживались.
Участники акции заранее регистрировались на портале winterbiketoworkday.org, чтобы продемонстрировать: они готовы пользоваться велосипедом, даже несмотря на зимние морозы. При этом сегодня велолюбители фиксируют свои маршруты с помощью gps-приложений, чтобы потом собрать статистику и подвести итоги.
Кстати, по количеству зарегистрировавшихся участников акции Петербург входит в тройку мировых лидеров.
тем временем…
Велодорожки появятся в Приморском или Выборгском районеПо словам одного из лидеров движения «Велосипедизация Петербурга» Дарьи Табачниковой, новые велодорожки могут появиться в Выборгском или Приморском районе города. Как объяснила специалист, сейчас в комитете по развитию транспортной инфраструктуры выбирают пилотный район, где и появятся новые объекты велоинфраструктуры.
Напомним, что ещё в 2012 году Смольный, прислушавшись к мнению велосипедистов, разработал программу развития велосипедного движения Санкт-Петербурга до 2015 года. Согласно документу, общая протяжённость велодорожек составит 260 километров, появится 16 новых веломаршрутов, а также немало новых велопарковок. Ещё тогда специалисты говорили о том, что единственное, что можно уложить в такие сроки, – это велопарковки.
Так и вышло: 2015 год уже наступил, однако грандиозные планы так и не были реализованы в полной мере, а о парковках уже позаботились. По данным комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), за 2013 и 2014 годы установили больше тысячи велопарковок общей вместимостью почти 10 тысяч велосипедов.
И всё же, как отметила Дарья Табачникова, в декабре прошлого года начались работы по созданию новых велосипедных дорожек. Как сказано на сайте КРТИ, в 2014 году были выполнены необходимые транспортные исследования, определены трассы велосипедных дорожек и велосипедных полос на проезжей части, подготовлены предложения в части планировочных и конструктивных решений организации велосипедных маршрутов. Словом, возможно, к 7 существующим в Петербурге велосипедным маршрутам общей протяжённостью 30 километров вскоре прибавятся новые.
Кстати, минувший год запомнился велолюбителям Петербурга ещё и появлением первых круглосуточных пунктов сети «Велобайк» по летнему прокату велосипедов. За сезон с 4 июля по 31 октября в системе зарегистрировались более 46 тысяч человек, а совершено было более 70 тысяч поездок. Словом, петербуржцам проект полюбился, поэтому веломаны с нетерпением ждут, когда с приходом тепла снова откроются 29 станций городского велопроката.
резюме
Езда на велосипеде зимой сродни лакмусовой бумажке – сразу становится ясно, насколько хорошо убраны городские тротуары, дворы и улицы. Если знакомый путь от парадной до остановки почти всегда расчищен, то, садясь на велосипед, приходится проехать по неизведанным маршрутам, которые нередко представляют собой довольно печальное зрелище. Словом, меняя общественный транспорт на велосипед, недельку-другую придётся покататься по местным закоулкам, чтобы найти «свою» более-менее чистую дорогу.
К тому же, несмотря на многочисленные заявления городских чиновников о развитии велоинфраструктуры, развитой сети велодорожек в городе по-прежнему нет. Поэтому делить проезжую часть велолюбителю приходится либо с автомобилями, что, разумеется, небезопасно, либо – с пешеходами, нарушая правила дорожного движения.
Да и мест, где можно было бы оставить без страха велосипед, тоже больше не становится. Если на работе можно договориться с местной охраной и найти варианты, куда пристроить байк, то вот заехать по пути домой, к примеру, в магазин за молоком без риска потерять велосипед практически невозможно. Те стоянки для двухколёсных агрегатов, которые сегодня есть у некоторых торговых центров, никем толком не охраняются.