Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Надо просто перестать бояться жизни»

Наместник московского Сретенского монастыря, писатель, лауреат премии «Книга года – 2012», считает, что главная проблема современности в неверии и постоянном ожидании плохого

Наместник московского Сретенского монастыря, писатель, лауреат премии «Книга года – 2012», считает, что главная проблема современности в неверии и постоянном ожидании плохого

 

У него слава умного и проницательного собеседника, человека, популярного не только в церковных кругах, но и в миру, где отец Тихон (Георгий Шевкунов) активно трудится на ниве литературы, кино и массмедиа. Сегодня он – одно из самых узнаваемых лиц Русской православной церкви (РПЦ). Архимандрит Тихон востребован везде, его ждут с нетерпением, чтобы услышать слово пастыря и духовного просветителя. Он может многое объяснить и пояснить.

– Отец Тихон, вы уже известный писатель, автор книги «Несвятые святые» и другие рассказы». Нет ли желания продолжить карьеру писателя?

– Книга уже переведена на дюжину европейских языков, издана в нескольких странах. Сейчас её переводят на китайский и арабский. Впереди – перевод на японский. В России книга выдержала семь изданий. Планы творческие, конечно же, есть. Но для того, чтобы их осуществить, надо по крайней мере найти время – три месяца спокойной и отрешённой жизни, чтобы сосредоточиться над созданием текста. И при этом ничем другим не заниматься. Этих свободных месяцев у меня пока нет.

– Часто наведываетесь в Петербург?

– Хотелось бы чаще. Мы все немного комплексуем перед вашим городом. Триста с лишним лет комплексуем. Иногда очень хочется всё бросить в столице и приехать сюда. Как писал Солоухин: «Я люблю Москву, но Питер больше. Плачу, но люблю». Для меня это самый любимый город на свете.

– Насколько для вас важны встречи вне пределов храма?

– К сожалению, они происходят не так часто, как бы того хотелось, и в формате «вопросы и ответы». Они чрезвычайно важны для меня, потому что я узнаю: чем живут люди, причём люди разных поколений. В вопросах видны их сомнения, их боль, их тревоги. Диапазон вопросов очень широк: от личных, интимных, до вопросов, касающихся положения нашей страны. И хорошо, что эти вопросы задаются, потому что они и меня, как священнослужителя, заставляют думать и искать ответы.

– В одной из новелл вашей книги есть явно отрицательный персонаж по имени Августин, который нечист на руку. Представим себе ситуацию, когда вдруг этот Августин обратился к вам с просьбой стать его духовником. Как бы вы поступили, зная о его преступлениях?

– Понятие «духовник» – это совершенно особая ипостась для священника. Как я учу своих студентов? Я им объясняю, что священник обязан вместе с человеком, духовником которого он является, искать волю Божью в том, как поступать в том или ином случае. Как сохранять свою веру. Это обязанность любого священника. К нам приходят самые разные люди. В том числе и те, кто совершил страшные ошибки в жизни.

– Вы называете это ошибками, а не грехом или преступлением?

– В принципе, это одно и то же. Иногда какой-то плохой поступок очевидно можно назвать ошибкой, а иногда, конечно же, преступлением. Естественно, что священник должен сделать всё, чтобы духовно помочь любому человеку, без исключения.

– Какая книга, с вашей точки зрения, наиболее чётко и полно раскрывает душу русского человека?

– «Война и мир». Это великая книга.

– И это несмотря на сложные отношения Льва Толстого с Церковью?

– Но книга-то гениальная! Если убрать его некоторые занудные философские рассуждения, которые все обычно пропускают при чтении, понимая, что это его собственная «песочница», в которой он возится, всё остальное необычайно талантливо. Надо читать всё, что написано Толстым до романа «Воскресение», а дальше пошла уже совсем другая история. И надо читать обязательно трилогию «Детство. Отрочество. Юность», и «Казаки», и цикл «Севастопольские рассказы».

– Не могу не спросить вас об Украине…

– Для меня – это большая боль, когда наблюдаешь всё то, что происходит в братской стране. Ведь мы, по сути, один народ, люди одной веры, одна славянская семья. И представьте себе, когда в доме брат ополчается на брата, сын на отца, сосед на соседа. Нам остаётся только молиться за то, чтобы на Украине воцарился мир.

– Один из украинских священнослужителей отправился в США, чтобы просить у них оружие для якобы защиты своей страны от России…

– Если вы имеете в виду Филарета (Денисенко), то он принадлежит к раскольничьей униатской украинской церкви. И этот его поступок в любом варианте достоин осуждения.

– Мы знаем, сколь велика роль личности в мировой истории. А в истории Церкви она играет такую же роль?

– Безусловно. Возьмём, например, князя Владимира, чей юбилей мы отмечаем в нынешнем году. Грандиозная личность в истории нашего Отечества. Он ведь фактически цивилизационно изменил всю историю нашей страны. Он привил христианскую цивилизацию на Руси. Сегодня опыт жизни князя Владимира крайне поучителен, ибо он преодолел в себе тягу к разным страстям – от чувственной до жажды власти. Когда он принял в Херсонесе крещение, то оно полностью изменило его жизнь. Он осознал после этого, что есть нечто более сильное, чем просто страсти и чувства. Это сила духа. Именно эта сила изменила и его самого, и Русь. И сегодня, в условиях, когда происходит противостояние нашей страны некоторым странам, стоит помнить об этой силе. Его пример крайне важен, ибо этот путь – пример духовного становления.

– Каково ваше отношение к фильму «Левиафан»?

– Кому-то он нравится, кому-то нет. Я картину видел и принадлежу к числу тех, кому фильм не понравился. Потому что заявленная в картине связь с Книгой Иова не существует. Книга Иова – величайшее творение человеческого духа, в котором утверждается очень важная для человека идея: всё имеет свой смысл, даже то, что мы в данный момент не понимаем. Всё на свете не зря. Есть такая песня со словами «Всё на свете было не зря, не напрасно было». Вроде простенькая песенка, но со смыслом. А сам образ Иова – это воплощённый образ Христа, обращённый в вечность.

– И какое это имеет отношение к «Левиафану»?

– Да никакого. Авторы фильма просто за уши притянули эту притчу, чтобы пофилософствовать. И придать большую значимость своим творческим потугам. Что нам показывают? Нам прямым текстом говорят в фильме: вот к чему привела история нашей страны. Помните сцену на охоте с портретами лидеров? И получается, что скелет кита – это образ России. И получается, что все в фильме вырожденцы. Искусством этот фильм можно назвать точно так же, как выступление одной женской группы в храме Христа Спасителя, которое, кстати, показано в «Левиафане». Понимаю, что режиссёр выполнял какой-то социальный заказ, который существует в части общества на подобный показ окружающей нас реальности. Фильм сделан с целью провокации. Кстати, снят на наши с вами деньги. Он ровно такая же провокация, как выступление «Пусси». Те, кто им аплодировал и их приветствовал, будут аплодировать и приветствовать «Левиафана». Я даже не обсуждаю то, как в фильме показан священник, и то, как искажена роль Церкви в нашей жизни.

– Но что-то вам в фильме всё-таки понравилось?

– Мне понравился образ мэра, которого сыграл Роман Мадянов. Это персонаж сочный и правдивый. Он из нашей жизни.

– В чём, на ваш взгляд, главная проблема современной Церкви?

– Один из наших старцев мне несколько лет назад на этот же самый вопрос ответил одним словом: неверие.

– А для священника?

– То же самое. Страшно об этом говорить, потому что вера – это основа всего, это база, фундамент нашей Церкви, нашей жизни. Ведь самое главное, что должен христианин сохранить в себе, это живую веру, умножать её. Все наши многочисленные проблемы именно от неверия. Когда есть живая вера, не страшны любые испытания – ни лагеря, ни гнёт, ни давление власти. Ситуация эта существует давно. Ещё на рубеже ХIХ–ХХ веков духовные семинарии захлестнула волна революционного нигилизма. К чему это привело нашу страну, мы хорошо знаем из истории. Неверующие люди приходили в церковь причащаться. Мы прекрасно знаем таких людей. Одним из них был Володя Ульянов. Наши святые старцы не однажды говорили и в прошлом, и в настоящем: «Надо не дать погибнуть вере, сохранить её». И хорошо, что наступил в истории период, когда люди всё-таки стали возвращаться в Церковь. Для нас важно в Церкви сохранить живую связь с Богом. Если это будет, то всё будет хорошо.

– Не считаете ли вы необходимым провести некое покаяние, чтобы избавиться от тяжёлого наследия прошлого?

– Что-то вроде Нюрнбергского процесса над коммунистической идеей? Такие идеи время от времени возникают в обществе. Правда, при этом их авторы почему-то всегда обвиняют кого угодно, кроме самих себя. Не надо думать, что наши беды и испытания произошли исключительно по злой воле внешних сил. Россия сама себя в разы ослабила тем, что приняла в массовом сознании подобные идеи. За это мы заплатили многими жизнями. Но страна и народ смогли осознать пагубность этого пути. И переформатировать политику. А получается как в анекдоте – что бы ни собирали, всё равно в результате получается автомат Калашникова. Какой бы социально-политический проект не внедрялся в России, всё равно получается империя. И это нормальный путь развития страны.

– Как преодолевать жизненные трудности?

– Надо жить по христианским заповедям. Другого способа победить трудности, преодолеть разногласия между людьми я не знаю. Надо относиться к Богу как к реальному живому существу, которое бесконечно выше нас. Поэтому мы и обращаем к нему и все свои радости, и скорби. Он близок к нам. И мы должны это помнить и чувствовать. Бог есть любовь. В этом суть отношений человека с окружающим миром.

– А как же бороться с сомнениями?

– Человек должен познакомиться с самим собою. И с Богом. Скоро наступит Великий пост. И для любого верующего наступит прекрасная возможность лучше узнать самого себя. Церковь для этого и существует.

– Как вы относитесь к тому, что в стране растёт число разводов?

– Естественно, плохо. Ведь распадается до 80 процентов браков. К сожалению, человек очень изменился. Чувство ответственности его сходит на нет. Отсюда и распад семейных связей. Укореняется жизненная философия прагматизма: бери от жизни всё. И как-то при этом забывают простые ценности: любовь, ответственность, трудолюбие, терпение. Вместо этого гонка за материальными благами, забвение простых истин и заповедей. Мы это не взращиваем и не культивируем. А это задача не только Церкви, но и государства. Эта задача системная, всей государственной машины. Раньше государство этим занималось – хорошо ли, плохо ли, но занималось. Нынче люди в идеологическом смысле порою предоставлены сами себе. Сейчас сторонники демократии твердят: не трогайте нас, не воспитывайте! Пусть воспитывает семья. И это в лучшем случае. А семье-то трудно выживать. В советское время тоже были разводы.

– Что же делать?!

– Культивировать и насаждать чувства добрые. Пока государство этим не займётся, мы ситуацию не изменим. Речь ведь идёт не о насаждении государственной идеологии. У нас это невозможно по Конституции. Речь идёт не об этом, а о самохранении. Только на семью в этом деле положиться невозможно. На идеи добра должен быть ориентирован весь строй государственной жизни.

– Может быть, надо специально готовить молодое поколение к будущей семейной жизни?

– Я не большой специалист в подобных вопросах. Мне кажется, что, конечно, должна быть любовь. Но ещё и дружба должна быть. Мальчику и девочке должно быть интересно вместе, чтобы было о чём поговорить, чтобы они могли забыть вдвоём обо всём на свете. Мне кажется, что основой семейной жизни должна быть вот такая дружба. Ведь любовь может уйти, а дружба останется и скрепит семейную жизнь. И ещё, по Библии, у мужчины (или женщины) супруга должна быть помощницей (помощником).

– Вы говорите, что любовь может уйти. А сохранить любовь в семье возможно?

– Сложная это вещь – брак. Вспомните отношения Льва Толстого и Софьи Андреевны. Прав был классик: каждая несчастная семья несчастна по-своему. Отец Иоанн Крестьянкин говорил: «В наше время слабые христиане спасаются в монастыре, а сильные – в семье». Любовь ведь не статичное состояние. Она всё время меняется, приобретает разные формы выражения. Это необыкновенное творчество человека.

– Какой совет вы можете дать тем, кто ещё только вступает во взрослую жизнь?

– Верить. И в Бога, и в себя. И не надо бояться жизни. В ней есть всё – и хорошее, и плохое. И вера как раз и даёт человеку возможность открыть в том, что нас окружает, светлые стороны. Мы всё время живём с ощущением того, что вот-вот – и всё станет совсем плохо. Что кризис на пороге, что доллар растёт, а рубль падает. Нам надо просто перестать бояться жизни, её трудностей.

– Как же жить, когда Бога можно встретить только в Царствии Небесном?

– Как сказал один религиозный мыслитель, если не соединиться с Богом в этой жизни, то ты не встретишь Бога в будущем. Вот из этого и надо исходить. И к этому стремиться. А Господь Бог никогда не оставит человека одного. Он всегда рядом с ним.

 

досье «нв»

Архимандрит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) родился 2 июля 1958 г. в Москве. Окончил сценарный факультет ВГИКа. Священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит. Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ректор Сретенской духовной семинарии. Член Высшего церковного совета Русской православной церкви. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Автор книги «Несвятые святые» и другие рассказы». Руководит издательством Сретенского монастыря и является главным редактором интернет-портала «Православие.Ru». Автор документального фильма «Гибель империи. Византийский урок», за который был удостоен премии «Золотой орёл». 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.