Псковский театральный фестиваль: от Пушкина к разношёрстности
Экспериментальные постановки наряду с традиционными спектаклями, лекции и дискуссии с участием зрителей вместо театроведческих и литературоведческих лабораторий – в таком русле продолжил своё развитие в этом году Пушкинский театральный фестиваль, взявший крен в сторону ещё большей провокативности
Публика могла сравнить два спектакля «Маленькие трагедии» – из Ижевска и Омска. В Русском драматическом театре Удмуртии Пётр Шерешевский поставил острую, яркую пародию на сегодняшние реалии. Осмысление Пушкина было настолько революционным, что в антракте половина зрителей покинула этот спектакль. А Максим Диденко в омском театре («Студия» Любови Ермолаевой) создал публицистическо-драматическую композицию с зонгами и пластическими моментами. Эту версию «Маленьких трагедий» публика восприняла гораздо благосклоннее, хотя поводов для профессиональной критики там можно найти гораздо больше.
Не дождались приезда псковские театралы скандального режиссёра из Москвы Константина Богомолова, и видеоверсию его нашумевшего спектакля «Борис Годунов» («Ленком») представлял петербургский театровед Андрей Пронин. В роли Годунова выступал Александр Збруев, в роли Григория Отрепьева – Игорь Миркурбанов. Персонажи выходят на сцену в современных костюмах, у них звонят мобильные телефоны, громко играет попса, в телестудии звучат пронзительные голоса ведущих, а народ характеризуют как быдло. В этом злом фарсе на современное общество досталось и либералам, и сторонникам действующей власти.
Фестиваль также включил спектакль Школы драматического искусства (Москва) по Оскару Уайльду «Рыбак и его душа», поэтическое представление Театра на Таганке по стихам Евгения Евтушенко «Нет лет» (постановка Вениамина Смехова), спектакль о народовольцах-террористах «Жизнь за царя» Театро ДиКапуа и моноспектакль Петра Мамонова «Дед Пётр и зайцы».
– Мы раздвинули рамки, ограничивавшиеся произведениями Пушкина и темами вокруг них, – пояснил художественный руководитель фестиваля Василий Сенин. – Но это обосновано: его вклад огромен, он дал яркий отсвет на многие поколения людей в нашей стране. На первый взгляд программа нашего нынешнего фестиваля разношёрстна, нестройна. Но так же разношёрстна, противоречива и сегодняшняя наша жизнь. Мне кажется, фестиваль довольно точно отражает наше время.
Напомним, что фестиваль был создан двадцать лет назад и всё это время находился в руках художественного руководителя Пушкинского театрального центра Владимира Рецептера. Последние два года проект возглавляет молодой режиссёр, худрук Псковской драмы Василий Сенин.