Александр Бубнов: «Кержаков перегнул палку»

Скандально известный футбольный эксперт, бывший игрок сборной СССР рассказал «НВ» о своём конфликте с форвардом «Зенита» и объяснил, почему не работает тренером

Скандально известный футбольный эксперт, бывший игрок сборной СССР рассказал «НВ» о своём конфликте с форвардом «Зенита» и объяснил, почему не работает тренером

Пока в чемпионате России пауза, популярный у телезрителей эксперт и аналитик Александр Бубнов, известный своими резкими и оригинальными высказываниями, занялся литературной карьерой и презентовал в Петербурге свою книгу «Спартак». 7 лет строгого режима». Накануне презентации корреспондент «НВ» расспросил у автора, как создавалась книга и как отнеслись к литературному творчеству Бубнова те, о ком он пишет.

– Александр Викторович, когда вы решили, что такая книга должна быть?

– Она давно уже была в голове. Но, честно говоря, в психологическом плане написать её было тяжело. Я не хотел, чтобы эту книгу читали некоторые её фигуранты, хоть там всё правда, но им было бы тяжело. Теперь эти люди ушли в мир иной. А я созрел рассказать, как всё было. Вокруг того «Спартака», в котором я играл в 1980-е, ходило много легенд, слухов. Больше того, многих спартаковских звёзд идеализировали, сделали из них икону. Что ни в коем случае, на мой взгляд, нельзя было делать, ведь они не боги. 

– Как вы работали над книгой?

– Здесь нужно очень серьёзно читать следующие вещи (листает книгу). «Без экивоков, в лоб» – это рецензия одного из старейших футбольных журналистов страны Сергея Николаевича Шмитько. Потом «От автора». И ещё пролог. Вот, чтобы книгу понять, нужно очень внимательно это прочитать. По большому счёту, Шмитько был идеологом и подсказал мне, как эту книгу написать. Он меня знал с 18 лет, я ему доверял. Помимо прочего, это был очень сильный спортивный журналист, он знал несколько поколений футболистов, к тому же ещё был писателем и поэтом. Я с ним делился всем, что со мной на протяжении моей футбольной карьеры происходило. Причём тем, что невозможно было написать нигде – просто не пропустили бы. И это он мне сказал: нужно писать книгу. С другой стороны, я понимал: чтобы книга хорошо читалась и была интересной, нужны профессионалы высочайшего уровня – журналисты. Потому что сам бы я так не написал.

– Но когда читаешь книгу, кажется, что её писали именно вы! 

– Был ещё второй человек – Константин Петрович Клещёв. Он в своё время, будучи шеф-редактором «Спорт-Экспресса», чуть ли не за уши меня в эту нишу втянул. Клещёв сам спартаковец, занимался настольным теннисом и, естественно, болел за «Спартак». Он, правда, тоже был очень занят, как и Шмитько. Но здесь звёзды всё же сошлись, он освободился, а я созрел. Раз 15 мы встретились, по 3–4 часа я наговаривал на диктофон, Клещёв расшифровывал, клал на бумагу. Константин Петрович сумел, не добавив ничего своего, передать мою стилистику. Обычно в таких случаях пишут: «Литературная запись журналиста такого-то». Но он отказался от этого, потому что если читатель не знает, что это делал журналист, то ему будет казаться, что это я писал. Кстати, скоро ещё аудиоверсия выйдет и можно будет мой голос послушать.

– Понятно теперь, почему вы эту книгу не написали сразу после завершения карьеры игрока.

– Она настолько психологически тяжёлая, что сразу после окончания карьеры её написать было нельзя. Нужно было всё переосмыслить. Нужен был жизненный опыт, чтобы понять, почему происходило так, а не иначе. В конце концов, надо было посмотреть, какова судьба этих футболистов, после того как они закончили карьеру. Куда их всех привело. Потому что, как правило, футболисты не одну жизнь проживают. Пока они играют – это звёзды, на них все молятся, идеализируют. А когда уже не играют, их забывают.

– А какова реакция тех, о ком вы пишете, на книгу?

– Три человека никак уже не могут прореагировать – Бесков, Старостин и Федя Черенков, которых уже нет с нами. Моя жена очень переживала, она знала Фёдора, мы когда во Франции играли, много общались. А то, что я написал, на Федю могло, с учётом его состояния здоровья, плохо подействовать. Но он книги не увидел – умер. Главу «Черенков» пришлось потом дописывать. Хотя Федя к правде нормально относился. Также я не хотел, чтобы эту книгу читали Бесков со Старостиным. Ведь между ними такое противостояние шло. Что до остальных… Знаю, что Дасаев в бешенстве. Думаю, Романцев тоже. Но меня это не волнует. Пускай обижаются. Пускай опровергнут, что не так написано. 

– То есть вы не боялись их негативной реакции?

– Я не боялся их, когда играл! А когда писал – тем более. Меня давно, по большому счёту, ни с Дасаевым, ни с Романцевым ничего не связывает. Я на Дасаева при всём его величии никогда не хотел быть похожим. 

– По вашей книге можно написать конспект – «Футбол по Бескову».

– Хотелось показать уникальную методику Бескова. В каких условиях он работал и почему добивался успехов с игроками, которые не являлись звёздами. Их ведь никто не знал! Для сравнения: тот же Жозе Моуриньо отказывается работать не со звёздами. Мне бы хотелось, чтобы Моуриньо, который не был футболистом, поработал с такими игроками. И сравнить, что из этого выйдет. Это же касается и Леонида Слуцкого – «лучшего тренера России». Хотя тут не надо сравнивать, он же работал с командами невысокого уровня и там не добился и близко даже того, что сейчас с ЦСКА. 

– Какая современная команда по стилю больше всего походит на «Спартак» под руководством Бескова?

– «Барселона». Но у нас требования и игровые принципы были куда жёстче, чем у каталонцев. В последнее время «Барселона» начала убивать футбол, ведь основная цель – забить. У них же, когда они по 70 процентов времени владели мячом, это был способ не атаковать, а обороняться. Но та «Барселона», которая была при Хосепе Гвардьоле, когда они Лигу чемпионов выиграли, ближе всего была к «Спартаку» 30-летней давности.

– Как происходит ваш знаменитый подсчёт ТТД – технико-тактических действий? Ведь зрители видят только конечный продукт, когда вы оглашаете свои оценки.

– Ты хочешь, чтобы я тебе технологию рассказал, а потом ты сам это будешь делать? Одно могу сказать: один тайм расшифровывается два часа. Всё записывается на видео, а затем расшифровывается по шагам, в замедленном темпе. Каждое технико-тактическое действие. Затем всё считается и выставляются оценки. За идеал я беру игры звёзд. Когда «Барселона» в финале Лиги чемпионов обыграла «Манчестер Юнайтед», это была феноменальная игра и рекордные показатели. Так вот, эти показатели взяты за пятёрку. 

– Александр Кержаков как-то предложил вам возглавить любительский клуб из его родного Кингисеппа, вы гневно отказались. Затем вы встретились с зенитовцем, объяснились и вроде как даже подружились?

– Подружиться я с ним не могу, потому что в папы ему гожусь. Дело в том, что Александр тогда перегнул палку. Я ему объяснил, что нужно уважительнее относиться к старшим. Также спросил его, почему он обиделся на мои оценки. Популярно объяснил, оказывается, он и не знал, откуда эти оценки берутся. Сейчас он знает и понимает, что это непредвзятое отношение, а есть модельный показатель звёзд и он накладывается на любого – Кержакова, Широкова, Халка. У того же Халка тоже единицы и двойки были, когда он по этой модели выдавал плохие показатели.

– Получается, что негативное отношение к вашему анализу ТТД и оценкам у футболистов возникает просто по незнанию?

– Конечно! Не только они, даже тренеры не знают, как их оценивать. Пресса тоже, продажная, подключается. А у них крыша едет, они думают, что звёзды, да с такими «бабками» ещё.

– Ваша тренерская карьера окончательно завершена?

– А она и не начиналась, по большому счёту. Мне её не дали начать. В книге написано: такие, как я, не нужны сейчас. Нужны Слуцкие. Или Виллаш-Боашы.

 

заметки на полях от бубнова

О тираже книги

Когда со мной обговаривали тираж, вмешался кризис. До этого издательство попало с книгой Игоря Рабинера «Как убивали «Спартак» – чересчур много её напечатали, никто не покупал, и книга до сих пор лежит. Мне в издательстве сказали: «Тираж – 7 тысяч». Я говорю: «70!» Мне отвечают: мол, таких тиражей в природе нет в России. А сейчас общий тираж моей книги уже к сотне тысяч приближается, четыре раза переиздали!

О договорных матчах

Я играл договорные матчи, поэтому знаю хорошо, что это такое. Но тогда был молод, никак не мог на это повлиять, был просто жертвой. Договорные матчи – это явление, которое убивает футбол, его суть. Но нельзя сравнивать договорные игры в советское время и сейчас. Почему? Потому что тогда преследовались прежде всего политические цели. При этом большие средства вкладывались в детско-юношеские школы и футбол развивался. Сейчас футбол убивают. У меня есть информация, что, когда «Алания» при Газзаеве в 1995 году становилась чемпионом России, там было сыграно 60 процентов договорных игр. Что я могу сделать, чтобы договорных матчей в российском футболе не было? Путин – ваш земляк, да? Ну вот, если вы его попросите, чтобы он сделал меня своим советником и чтобы Следственный комитет со мной сотрудничал, я наведу порядок. И начну с «Зенита»! 

О своей работе

Для меня расшифровка технико-тактических действий – даже не испытание, а наказание. Смотреть на этих футболистов не могу – мучаюсь. У болельщиков еще есть хоть какая-то надежда на лучшее, я уже давно ни во что не верю.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.